Статьи

Только 6% предприятий закрыты. «Работники ведут себя, как солдаты спецназа»

Сегодня израильтяне нуждаются в углеводах больше, чем когда бы то ни было – возможно, из-за стресса, – но Йоси Шошан не может удовлетворить растущий спрос. Большинство работников его пекарни, расположенной в Ашкелоне, либо покинули город, либо опасаются выходить из дома. Выпускать в таких условиях достаточное количество продукции просто невозможно.

«Мы поставляем хлебобулочные изделия торговым сетям и крупным предприятия, — рассказывает Шощан. – В эти дни на работу выходят единицы. Мы не успеваем выполнить все заказы, наше положение близко к катастрофическому».

Шошан – эвакуированный житель Сдерота. Сейчас вместе с женой он живет в одной из тель-авивских гостиниц. «Неделя отпуска – это очень приятно, — говорит Шошан. – Но нам уже хочется вернуться домой. Каждый вечер ужинать в столовой, где, кроме тебя, находится еще 300 человек – это чересчур. Но неизвестно, когда мы сможем вернуться в Сдерот».

По словам Шошана, доходы его предприятия в минувшем месяце сократились на 50%. «Наша продукция пользуется спросом в любое время, в том числе и сейчас, — говорит он. – Но люди в Ашкелоне боятся выходить на работу, и я их прекрасно понимаю. Найти новых работников у нас не получается».

«План министерства финансов еще ударит по нам»

Дефицит рабочей силы, ощущавшийся в Израиле в течение последнего времени, обострился после 7 октября. На прошлой неделе 63% компаний сообщили, что сейчас именно это является их главной проблемой. Опрос, проведенный Объединением промышленников, также показал, что руководство многих компаний страдает от ощущения неопределенности и не могут разобраться в том, как им действовать в нынешних условиях.

Шошан – далеко не единственный предприниматель, чье дело сильно пострадало вследствие войны. Около 40% компаний потеряли 25% своих доходов, а 25% компаний – 50% — 75%. Однако в результатах опроса можно найти и повод для оптимизма. Если в первую неделю войны бездействовали 29% предприятия, то в четвертую – только 6%. За то же время количество предприятий, работающих в полном объеме, увеличилось с 12% до 22%.

«Невозможно точно сказать, сколько работников выходит сейчас на работу, — говорит Идан Бен-Ари, генеральный директор расположенной в Сдероте компании «Синерджи квалим». – Иногда это 40%, иногда – 70%. Некоторые призваны в армию, некоторые до сих пор находятся в шоке и опасаются выходить из дома, некоторые потеряли родных или друзей». Тем не менее, по его словам, предприятие продолжает работать в полную мощь. «Люди, которые выходят на работу, ведут себя, как солдаты спецназа, — рассказывают Бен-Ари. – Они работают под обстрелами, но выполняют все стоящие перед нами задачи. Если нужно, подменяют друг друга, остаются на дополнительные часы. Мы прилагаем максимальные усилия для того, чтобы не допустить срыва заказов. Нас ничто не может остановить».

Опрос также показал, что 21% предприятий отправили своих работников в неоплачиваемый отпуск или вскоре собираются сделать это. Председатель Объединения промышленников Рон Томер отмечает, что программа министерства финансов мало помогает предпринимателям удержаться от подобного шага. Она предусматривает выплату компенсаций за каждого работника, оставшегося на своем месте. Однако тех, чья деятельность не является жизненно важной для обеспечения работы предприятия, фактически рекомендуется отправить в неоплачиваемый отпуск.

Кроме того, Торен отмечает, что решение полностью сохранить зарплаты эвакуированным жителям юга и севера страны, лишает их стимула к возвращению на работу. «Это вовсе не значит, что пережившие ад люди должны немедленно начинать работать, — подчеркивает он. – Однако выплата зарплат в полном объеме представляет собой отрицательный стимул. А многим предприятиям, тем временем, сильно не хватает рабочих рук».

«План министерства финансов еще ударит по всем нам, — утверждает Томер. – Доходы государства резко сократятся и дефицит достигнет гигантских размеров. Я боюсь, что нас ждет экономическое поражение. Когда резервисты вернутся с фронта с победой, им придется бороться за выживание в тылу. Если министерство финансов не изменит свой план – например, не позволит частичную занятость работников с одновременной выплатой им части пособия по безработице, – и не будет подталкивать людей к возвращению на работу, наша экономика рухнет».

«Клиенты поймут, что на нас можно положиться»

Компании, затрудняющиеся выполнить свои обязательства, опасаются лишиться клиентов в долгосрочной перспективе. В первую очередь это касается тех, кто направляет свою продукцию на экспорт. По словам Бен-Ари, его предприятие уже стало получать меньше заказов из-за рубежа. «Я боюсь, что наши клиенты в Европе и Северной Америке найдут себе других поставщиков, — говорит он. – Но, несмотря на замедление темпов производства, мы по-прежнему стараемся выполнять в срок все заказы. Клиенты поймут, что на нас можно положиться».

Шошан говорит о том, что некоторые зарубежные заказчики уже ищут себе других поставщиков. «Мне рассказывают об этом предприниматели – жители юга, — говорит он. – Нас и так не все любят, а сейчас обстановка в мире осложнилась еще больше».

Бен-Ари также считает, что эвакуированных жителей севера и юга необходимо поощрить к возращению на работу. По его мнению, нужно также устранить бюрократические препоны, мешающие ускоренному трудоустройству иностранных рабочих – включая находящихся в Израиле граждан зарубежных стран, не имеющих рабочей визы.

Шошан скучает по Сдероту и хочет как можно скорее вернуться к нормальной жизни. «Я верю в то, что после восстановления наш город станет совсем другим, — говорит он. – Только бы этот кошмар поскорее закончился. А вообще, я настроен оптимистично».

Натанэль Гамс, TheMarker, Б.Е. Фото: Pixabay



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *