Левые круги в Израиле и во всем мире призывают к «немедленному прекращению огня» в боевых действиях в секторе Газа. В Израиле этот призыв обычно сопровождается призывом вернуть всех похищенных, но в мире он чаще встречается без него.
Настроение, конечно, понятно. Мы все отчаянно хотим, чтобы огонь прекратился. В предыдущих раундах это был немедленный призыв многих из нас, а также движения, которое я возглавляю. Но на этот раз от такого призыва возникает инстинктивный дискомфорт.
Это странное чувство для человека, который всей душой поддерживает мир и прекращение оккупации и решительно выступает против убийства невинных людей в секторе Газа. Поэтому важно объяснить, почему положение дел после ужасов 7 октября требует иного ответа, и а не возврата к автоматическому призыву к прекращению огня.
Во всех предыдущих раундах боевых действий мы в движении «Зазим» («Гражданское движение арабов и евреев, которые вместе борются за равенство и демократию) призывали к немедленному прекращению огня, снятию блокады Газы и политическому решению.
За долгие годы правления правых, без политического горизонта и с провозглашенной Израилем политикой «управления конфликтом» и укрепления ХАМАСа, вторая часть призыва всегда была размыта, и мы все соглашались на прекращение огня, которое сохраняло тяжелое положение жителей Газы и позволило ХАМАСу окрепнуть.
Однако с 7 октября, когда масштабы ужаса стали очевидны, удалить вторую половину требования уже невозможно. ХАМАС не партнер, и просто прекратить огонь невозможно. Ни одна мать не вернется, не сможет уложить своих детей спать в поселке у границы с сектором Газа, если теперь будет объявлено «прекращение огня».
Такое требование, без отсылки к политическому соглашению, без международных гарантий изоляции и военной нейтрализации оперативных сил ХАМАСа, не будет принято общественностью (и это справедливо). Но не только это: оно откроет путь для нового кровопролития и страдания в ближайшей и отдаленной перспективе для израильтян и простых палестинцев, которые платили, платят, и будут платит цену войны.
Желание прекращения огня, конечно, оправдано, если мы ставим жизнь на первое место: все похищенные должны вернуться домой в рамках сделки по обмену пленными, поскольку переговоры об их возвращении могут проводиться только при условии прекращении огня. Прекращение огня прекратит также страдания невинных граждан Газы, многие из которых уже погибли и лишились своих домов.
Но эти две важнейшие цели могут быть достигнуты в рамках гуманитарных пауз, что позволит обеспечить жителей Газы необходимыми поставками и провести переговоры об освобождении похищенных. Конечно, при сдержанности ЦАХАЛв в действиях в секторе Газа, и сопротивлении массированным воздушным бомбардировкам.
Это простые, но не упрощенные требования, морально ясные и в то же время практичные. Это требования, которые мы, граждане, можем и должны предъявлять лицам, принимающим решения.
По сравнению с этими конкретными требованиями общий призыв к «прекращению огня сейчас» – это не просто пустой призыв, неясно, как он будет реализован на местах, но он скрывает и усугубляет сложные проблемы, с которыми предстоит столкнуться.
Возвращение к статус-кво 6 октября, то есть к тому, что мы привыкли называть «прекращением огня», просто не вариант. И уж точно не для жителей окрестностей Газы и других граждан страны. Единственные, кто выиграет от возврата к статус-кво, – это ХАМАС, с одной стороны, и израильские мессиански настроенные правые, с другой, которые уже готовы отправить к границе с Газой поселенцев и людей «семян Торы», чтобы заменить эвакуированных и сформировать линию фронта в бесконечной войне.
Хотя, по мнению многих экспертов, «уничтожение ХАМАСа» не является достижимой целью, тем не менее, любой здравомыслящий человек понимает, что от целенаправленной военной операции, которая серьезно подорвет его оперативную мощь, не уйти.
Но долгосрочное и стабильное прекращение огня предполагает не только сокрушение военной мощи ХАМАСа, но и ряд местных, региональных и международных политических шагов.
Начиная с изоляции ХАМАСа на региональной и международной арене, через усиление умеренных палестинских элементов, включая освобождение лидеров ФАТХа из тюрем, региональных и международных альянсов и, прежде всего, политических переговоров о прекращении оккупации, мирном соглашении и создание палестинского государства рядом с Израилем.
Помимо конкретных и немедленных требований об освобождении похищенных и предотвращении убийств невинных людей в секторе Газа, левый лагерь и правозащитные организации должны вновь поднять флаг мира. Это флаг, который мы приспустили до половины мачты после убийства Рабина, а затем после заявления Барака «нет партнера» и, наконец, от него отказались в 2009 году, когда Нетаниягу сменил Ольмерта на посту премьер-министра.
Чтобы подняться после ужасной катастрофы 7 октября, мы должны отбросить концепцию управления конфликтами и потребовать – немедленно, сейчас – политических переговоров для заключения мирного соглашения, основанного на взаимном признании друг друга двумя народами.
Даже правозащитные организации, которые стараются не быть политическими и говорят на глобальном языке равных прав для всех, должны выйти из зоны комфорта и занять определенную позицию. Удовлетворившись лишь призывами к прекращению огня, вы упустите возможность фундаментальных перемен и еще больше оттолкнете широкую общественность от необходимости положить конец оккупации.
Ралука Ганеа, «ХаАрец», И.Н. На снимке: кибуц Беэри. Фото: Оливье Фитусси.
Автор – генеральный директор «Зазим – сообщество действующих»