Статьи

Считается ли требование вернуться из дома на работу в офисе ухудшением условий труда?

Многие сотрудники привыкли работать из дома и недовольны возвращением в офисы, но такое требование работодателей вполне легитимно. Однако бывают – правда, довольно редко – и случаи, когда такое изменение может рассматриваться как ухудшение условий занятости, и работник вправе уволиться и получить компенсацию.

Компании и в Израиле, и за рубежом все чаще возвращают своих сотрудников в офисы. Идеальная картинка, согласно которой производительность труда выше при работе из дома, поблекла и постепенно сменяется более трезвым взглядом и недовольством работодателей, лишившихся возможности контролировать своих подчиненных.

Опрос, проведенный израильским ЦСБ еще в марте, показал, что только 30% менеджеров, занятых в сфере высоких технологий – отрасли, где удаленная работа особенно распространена, считают, что работа на удаленке эффективнее. Более пятой части респондентов считают, что в будущем году масштабы работы из дома продолжат сокращаться.

Новой тенденцией довольны далеко не все, и один из немедленно возникающих вопросов: можно ли рассматривать «возмутительное» требование вернуться на работу в офисе как основание для увольнения ввиду ухудшения условий работы – и при этом получить компенсацию за увольнение?

Ответ, к сожалению, отрицательный. Юристы, специализирующиеся на вопросах трудового законодательства, утверждают, что компании, еще недавно в массовом порядке переводившие своих сотрудников на работу из дома, оставили за собой право менять подход к этому вопросу. Даже отчаянная конкуренция за работников в период бума в хайтеке не заставила руководителей компаний забыть о подстраховке на случай возможных претензий со стороны недовольных сотрудников.

«Реальность изменилась, «корона» позади, и работодатели поняли, что работа из дома снижает производительность и затрудняет синхронизацию между сотрудниками, – говорит адвокат Таль Асулин. – У гибкого графика есть преимущества. С другой стороны, многие надомники в течение дня занимаются своими личными делами, а когда вечером приступают к работе, выясняется, что их коллеги, работающие в офисе «от звонка до звонка» уже недоступны».

Работодатели в своем праве

Адвокат Нета Бромберг добавляет: «Не каждое изменение графика работы является ухудшением условий труда, и уж тем более – ощутимым ухудшением, которое позволяет работнику уволиться и претендовать на компенсацию. У работодателя есть бизнес, которым нужно управлять, и он, если считает это нужным, имеет право приказать сотрудникам являться на их рабочие места».

Поэтому, объясняет Бромберг, мы почти не видим случаев, когда сотрудники заявляют об ощутимом ухудшении условий труда в результате изменения соотношения времени работы из дома и из офиса, разве что это изменение было совершенно внезапным. Асулин в свою очередь подчеркивает, что требование вернуться в офисы должно выдвигаться на условиях единого отношения ко всем сотрудникам, однако, по ее словам, работникам будет сложно доказать в суде, что они подверглись дискриминации, потому что работодатель может заявить, что существуют дополнительные и индивидуальные соображения для принятия решения относительно каждого сотрудника.

Согласно действующему законодательству, работник вправе предупредить работодателя, что рассматривает предложенное ему изменение как существенное ухудшение условий его занятости и что если тот не изменит ситуацию, то работник уволится и будет претендовать на выходное пособие – компенсацию за увольнение. Однако, согласно постановлению Суда по трудовым конфликтам, именно работник должен доказать, что ухудшение существенно, и именно это является причиной его увольнения. При этом работник должен заблаговременно известить работодателя и предоставить ему возможность вернуться к прежним условиям.

Следует только иметь в виду, что большинство работников и без того подписывают соглашение, на основании которого работодатель обязан ежемесячно отчислять определенный процент заработной платы работника на его счет в компенсационную кассу. При прекращении трудовых отношений накопленные в кассе деньги передают работникам. Таким образом, в большинстве случаев работники ничего не выигрывают, увольняясь со ссылкой на существенное ухудшение условий их труда.

Кризис доверия

Из разговоров с сотрудниками выясняется еще один аспект. Возвращение в офис не только заставляет их смириться с отсутствием уже привычной им гибкости рабочего графика. Нередко в таких случаях работники чувствуют, что им не доверяют, и это, разумеется, никак не улучшает отношения между ними и работодателями.

«Работа на дому требует огромного взаимного доверия, в том числе и потому, что ее сложно контролировать. Но если организация мне не доверяет, то, возможно, мне лучше поискать другое место», – говорит Дана (полное имя хранится в редакции), менеджер группы продаж в программистском стартапе.

С Даной согласен Итай, эксперт по работе с пользователями в одной их финтех-компаний. Итай поясняет, что его удовлетворенность работой и продуктивность повышаются, когда он чувствует, что ему доверяют. «Когда вам предоставляется возможность приходить на работу в полдень, а не утром, вы чувствуете, что вам доверяют, и это вас окрыляет. Если компания будет настаивать на том, чтобы я весь день сидел в офисе, я, наверное, уволюсь. Дом и семья для меня на первом месте».

Натанэль Гамас, TheMarker. Фото: Pixabay √



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *