Премьер-министр Нетаниягу знал о состоявшейся тайной встрече министра иностранных дел Эли Коэна и его ливийской коллеги Наджлой Мангуш и был крайне возмущен оглаской этого «важнейшего контакта». Об этом сообщает 12 канала израильского телевидения со ссылкой на два источника, близких к премьер-министру, и пожелавших остаться неназванными.
Люди из окружения главы правительства подтвердили, что премьер-министр был в курсе планирования, места и времени проведения первой в истории ливано-израильской встречи. По данным тех же источников, о деталях контакта министров двух ближневосточных стран также знали секретарь правительства и советник Нетаниягу по вопросам национальной безопасности.
В министерстве главы правительства эту информацию не подтверждают, но и не опровергают. Однако ведомство сегодня разослало в министерства подробные циркуляры, обязывающие министров согласовывать любые тайные встречи с офисом Нетаниягу, и информирующие их, что планируемые публикации о подобных контактах отныне премьер будет одобрять лично.
Принятые меры вызваны серьезным дипломатическим кризисом, вызванным то ли случайно просочившейся в СМИ, то ли намеренно опубликованной информацией о состоявшейся на минувшей неделе в Италии встрече министра иностранных дел Израиля Эли Коэн со своей ливийской коллегой Наджлой Мангуш. Как отмечалось, что встреча прошла в обстановке секретности.
Когда об «исторической встрече», со слов Эли Коэна сообщили израильские и мировые СМИ, министра иностранных дел Ливии Наджлу Мангуш сначала отстранили от занимаемой должности, затем уволили, после чего во избежание преследований ей пришлось бежать в Турцию.
МИД Израиля поначалу утверждал, что сообщение Эли Коэна появилось в прессе уже после того, как о встрече, так и не ставшей исторической, написали все СМИ, но позже в ведомстве уточнили, что его заявление было согласованным и целенаправленным.
Напротив, в Министерстве иностранных дел Ливии попытались оправдать своего шефа, заявив, что Мангуш не планировала контактов с представителями Израиля и что произошедшее стало «неподготовленной случайной встречей в Риме в ходе визита в Министерство иностранных дел Италии». Сама же Наджла Мангуш еще до бегства из страны заявила, что ее встреча с главой МИДа Израиля Эли Коэном была одобрена премьер-министром Ливии Абделем Хамидом Дбейбой, который якобы договорился об этом с премьер-министром Италии еще месяц назад в обмен на открытие авиасообщения между Триполи и Римом.
Более других «разоблачением» контактов между Израилем и Ливией возмущены в «Мосаде». Произошедшую огласку в израильской внешней разведке рассматривают, как «ущерб, который трудно будет восстановить — вплоть до риска для человеческих жизней».
«Поведение министра Коэна нанесло огромный ущерб отношениям, которые тихо и осторожно налаживались в последние годы, — прокомментировали скандал анонимные представители «Мосада». — Он сжег единственный мост. Обойти это невозможно».
Сам министр Коэн тоже отреагировал на шумиху, но не коснулся сути выдвинутых против него обвинений. «Жаль, что наши политические оппоненты, которые сами не добились каких-либо значительных достижений, спешат резко и критически реагировать, и, не зная подробностей, обвиняют меня в утечке информации, которой не было».
Как сообщалось ранее, на состоявшейся в Италии первой в истории встрече глав внешнеполитических ведомств Израиля и Ливии обсуждалось возможное сотрудничество в ряде областей между Иерусалимом и Триполи, а также проблема сохранения культурно-исторического наследия ливийских евреев.
Как только об этой встрече стало известно, премьер правительства национального единства Ливии Абдель Хамид Дбейба «в качестве предупредительной меры» отстранил от должности министра иностранных дел и международного сотрудничества Наджлу Мангуш. По факту несанкционированного контакта с представителями вражеского сионистского государства в Ливии открыто внутреннее расследование.
О состоявшейся встрече министров в ливийском правительстве узнали из сообщений в израильской прессе. Новость стала поводом для небольшой волны протестов в Триполи по этому поводу.
Остается отметить, что между двумя ближневосточными государствами нет официальных отношений. Более того, Ливия не признает право Израиля на существование.