Статьи

Вашингтону еще может понадобиться Иерусалим

После почти годичного затишья США вновь рассматривают возможность возобновить переговоры о возвращении к ядерному соглашению с Ираном.

Действия Тегерана в прошлом году — масштабная продажа России ударных беспилотников для войны в Украине, продолжение обогащения урана, жестокое подавление «протестов хиджабов» — заставили Вашингтон надолго прекратить попытки договориться.

Но в последнее время администрация Байдена, похоже, питает надежду, что удастся убедить иранский режим заключить новую сделку, возможно, в форме ограниченного временного соглашения (прекращение обогащения урана в обмен на высвобождение замороженных иранских средств).

Как сообщил Барак Равид на сайте Walla, Бретт Макгерк, координатор администрации США по Ближнему Востоку, в прошлом месяце посетил султанат Оман с целью начать новый дипломатический раунд с Ираном. Цель переговоров — выяснить, согласится ли Иран на введение ограничений на свою ядерную программу и готов ли он сдержать свою экспансию в регионе.

Незадолго до вступления Джо Байдена в должность президента в январе 2021 года Соединенные Штаты уже выдвигали предложения о возвращении к соглашению, из которого администрация Дональда Трампа вышла в 2018 году. Однако иранцы уперлись, и переговоры не принесли никаких результатов.

Читайте также:

Сейчас, похоже, Вашингтон надеется, что открылось новое окно возможностей, но предполагает, что единственной жизнеспособной программой является ограниченное по масштабам соглашение, включающее ослабление санкций. Официальные американские  заявления по этому вопросу по-прежнему осторожны и уклончивы. На брифинге в Белом доме 31 мая было сказано, что президент по-прежнему отдает предпочтение дипломатическому решению, «но иранцы не ведут переговоры добросовестно».

Если переговоры действительно возобновятся, Иран вступит в них с позиции силы. Он не заплатил цену за свою помощь российской агрессии и за убийства, пытки и аресты протестующих против обязательного ношения хиджаба. Возможно, ситуация даже обратная: укрепление союза с Москвой повысило стратегический статус Тегерана на Ближнем Востоке, его отношения с Китаем также стали более тесными, и произошло потепление отношений с суннитскими странами, в первую очередь с Саудовской Аравией и Египтом.

Все это время Иран продолжал продвигаться вперед в обогащении урана до такой степени, что, по данным американской разведки, теперь он способен произвести количество, достаточное для изготовления одной ядерной бомбы в течение 12 дней после принятия решения. Процесс адаптации ядерного заряда в боеголовку ракеты потребует еще два года, по данным израильской разведки.

На этой неделе журнал Economist назвал Иран «пороговым ядерным государством» и заявил, что в течение полугода он сможет произвести достаточное количество обогащенного урана для изготовления семи бомб.

Whatever the criticisms of the nuclear bargain known as the Joint Comprehensive Plan of Action, it did ensure that it would take Iran about a year to a produce enough fissile material for a nuclear device. Now it could probably achieve it immediately https://t.co/PeCRcLMpmQ

— The Economist (@TheEconomist) June 1, 2023

К тому же Тегеран зарегистрировал еще одно достижение, когда Международное агентство по атомной энергии приняло решение закрыть два дела: о подозрительном ядерном объекте, о котором премьер-министр Биньямин Нетаниягу сообщил в своем выступлении в ООН, и об обнаружении частиц урана, обогащенных до уровня 83,7% на объекте в Фордо.

Хотя Нетаниягу горячо отрицает это, правда в том, что он потерпел неудачу в своем плане остановить иранскую ядерную программу, убедив Трампа выйти из соглашения. Теперь, если Байден действительно достигнет договоренностей с иранцами, это может обернуться фиаско для Нетаниягу. В любом случае, он, как и его соперники из предыдущего правительства, Нафтали Беннет, Яир Лапид и Бени Ганц, отвергает возвращение к первоначальному ядерному соглашению.

То, что выглядит как прогресс в американо-иранских отношениях, не отделено от надежд на прорыв в израильско-саудовском направлении. В течение нескольких месяцев Израиль и США пытаются оживить контакты для нормализации отношений между Иерусалимом и Эр-Риядом. В последнее время раздаются голоса осторожного оптимизма относительно возможности прорыва. Саудовские требования, впервые выдвинутые в декабре прошлого года, направлены в первую очередь американцам: статус, близкий к статусу союзника — члена НАТО, поставки передового американского оружия на десятки миллиардов долларов (часть которого относится к невыполненным обещаниям эпохи Трампа) и согласие на гражданскую ядерную программу в Саудовской Аравии.

Что касается третьего вопроса, то Вашингтон действительно нуждается в Иерусалиме. Не случайно бывшие президенты США неохотно помогали саудовцам в таком деликатном проекте. Наследный принц Мухаммед бин Салман действительно заявил, что хочет отучить свою страну от использования нефти к 2050 году, но его настойчивое желание построить в стране ядерные реакторы для гражданского использования вызывает на Западе чувство тревоги, учитывая характер режима и опасения за его стабильность.

Администрации США, которая, как и в случае соглашения с Ираном, ищет дипломатических достижений перед президентскими выборами в ноябре 2024 года, будет трудно добиться от конгресса одобрения такого ценного подарка Эр-Рияду. Достаточно будет упомянуть о саудовском происхождении некоторых исполнителей терактов 11 сентября, чтобы мобилизовать законодателей-республиканцев на противодействие сделке.

В политической системе Израиля подозревают, что именно здесь и родилось обращение американской администрации к Нетаниягу — помощники Байдена исходят из того, что только израильский премьер-министр может добиться одобрения подобного шага республиканцами. Вашингтон также помнит, что во время заключения соглашений Авраама именно Нетаниягу дал понять администрации Трампа, что он не будет возражать против продажи самолетов F-35 Объединенным Арабским Эмиратам. Опытный сенатор-республиканец Линдси Грэм, который дружен с Нетаниягу, недавно посетил Эр-Рияд и Иерусалим и энергично продвигает соглашение. Макгерк и координатор Байдена по энергетической безопасности Амос Хохштейн также посетили обе столицы.

Нетаниягу даже больше, чем Байден, жаждет достижений в отношениях с Саудовской Аравией — в его случае, из-за тяжелой ситуации на внутреннем фронте. Но уступка саудовцам в ядерной проблеме — дело далеко не тривиальное. Некоторые израильские эксперты в области ядерной энергетики, включая бывших высокопоставленных сотрудников органов безопасности, были в шоке от самой идеи. Отчасти из-за опасений, что это послужит сигналом к началу гонки ядерных вооружений в регионе, не говоря уже о легитимизации ирано-российской сделки по поставке Тегерану гражданских реакторов.

Генерал и нянька

Пока американцы ищут способ вернуться к переговорам с Ираном, Израиль сыпет угрозами. На прошлой неделе напряжение возросло после заявлений, сделанных высокопоставленными силовиками на конференции в Герцлии. На этой неделе внимание привлекают масштабные учения Генерального штаба ЦАХАЛа под названием «Твердая рука».

Учения Генштаба начались необычно — с израильского нападения на Иран. В ходе учений рассматривается сценарий «одновременной многоаспектной войны», другими словами, цель учений — изучить, как армия справится с войной, которая разразится сразу на нескольких фронтах, как ЦАХАЛ распределит свои ресурсы и силы по отдельным направлениям и чего он стремится достичь. На этом фоне нынешнее правительство выделяет несколько миллиардов шекелей для ЦАХАЛа, чтобы усилить подготовку к возможной будущей атаке в Иране.

Второй раз за месяц и восьмой за последние 14 месяцев Израиль посещает генерал Майкл Курилла, глава Центрального командования (CENTCOM) вооруженных сил США. Курилла, прибывший для наблюдения за учениями, встретился с министром обороны Йоавом Галантом и начальником Генштаба ЦАХАЛа Герцлем Халеви.

Как и в других визитах высокопоставленных представителей администрации США в Израиль в последнее время, Курилла отчасти исполняет роль няньки: он хочет убедиться, что Израиль доволен сотрудничеством с США и не планирует самостоятельных, неожиданных шагов на иранской арене.

Частые угрозы в адрес Ирана со стороны Израиля не обязательно плохи для Вашингтона, если администрация действительно хочет возобновить переговоры. Реальная военная угроза может в определенной степени подтолкнуть Тегеран к соглашению. Но в Иране тоже способны читать меняющуюся региональную картину. Отношения Байдена с Нетаниягу остаются напряженными. Ему так и не удалось получить приглашение в Белый дом, более чем через пять месяцев после формирования правительства. Маловероятно, что Нетаниягу пойдет на атаку в Иране вопреки мнению Соединенных Штатов, и особенно если будет заключено новое американо-иранское соглашение. Израилю очень нужны Соединенные Штаты для нападения, как в оперативном плане, так и для политической поддержки.

Амос Харэль, «ХаАрец», И.Н. На снимке: Байден и Нетаниягу в 2010 году. Фото: AP Photo/Baz Ratner



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *