Статьи

Ядерное оружие Путина: Запад преуменьшает опасность

Несмотря на некоторый территориальный успех, который Россия зафиксировала на этой неделе в войне в Украине, захватив город Бахмут после его полного разрушения, общая картина остается для Москвы совершенно мрачной. Важное весеннее наступление Кремля до сих пор не реализовалось, а Украина продолжает демонстрировать впечатляющую стойкость. Достижения Киева показывают, что военная поддержка Запада будет продолжаться. На этой неделе Соединенные Штаты и НАТО впервые объявили о намерении поставить Украине военные самолеты F-16.

По большинству признаков, война будет продолжаться еще довольно долго и приведет к большому кровопролитию с обеих сторон. В то же время, согласно оценкам, чем сильнее становится разочарование российского президента Владимира Путина, тем больше вероятность того, что он прибегнет к крайним мерам. Именно на этом фоне возобновилось обсуждение кошмарного сценария, согласно которому Путин может применить против Украины ядерное оружие.

На прошлой неделе в газете Washington Post журналистка Анна Немцова отметила, что никогда за более чем два десятилетия освещения путинского режима она не видела Кремль таким «пришибленным» и неуверенным в своих силах. Она перечислила ряд событий, которые подорвали апломб Москвы: загадочная атака беспилотника на Кремль, попытка ликвидировать видного сторонника усиления войны в Украине с помощью минирования его автомобиля, и сбитие за один день двух российских военных самолетов и двух вертолетов над территорией России.

В отличие от прошлого, пишет Немцова, на этот раз нет необходимости в подсказках или «загадочных сообщениях», чтобы понять умонастроения в Москве. В этой войне большинство мрачных подробностей быстро становятся достоянием общественности благодаря частым заявлениям главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Недавно Пригожин сфотографировал себя рядом с телами солдат, погибших в бою; он проклинал военное руководство и утверждал, что оно бросило их умирать в Украине. Он потребовал, чтобы министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба Валерий Герасимов предстали перед судом по обвинению в том, что они несут ответственность за гибель и ранения десятков тысяч его боевиков в ходе боевых действий.

По мнению Немцовой, часть неудач в войне следует отнести на счет коррупции и дисфункции режима, но российские потери усугубляются атаками украинских беспилотников, за которые Киев не берет на себя ответственность. Она придает серьезное значение ежегодному параду в Москве в честь победы над нацистской Германией в начале месяца, на котором прошел всего один танк. Никто не понимает, в чем заключается план победы Путина, пишет она, и на высших уровнях власти царит ощущение «хаоса и беспорядка».

Израильский эксперт профессор Дмитрий Адамский из университета Райхмана на этой неделе опубликовал в журнале Foreign Affairs статью, в которой он вновь излагает сценарий, выдвинутый им более года назад, в начале войны, относительно возможного применения ядерного оружия. Россия, напоминает он читателям, по-прежнему обладает крупнейшим в мире ядерным арсеналом. Ее ядерное командование находится в лучшем состоянии из всех российских военных сил и имеет в своем распоряжении тысячи ядерных ракет, способных уничтожить города, а также тысячи единиц тактического ядерного оружия.

По словам Адамского, Путин одобряет «господствующую точку зрения», где двумя столпами российского государства являются ядерная мощь и традиционные ценности. Уже во время вторжения в Украину, напоминает он, в действиях России присутствовал элемент ядерной угрозы. Незадолго до вторжения российские силовые структуры провели учения, в ходе которых испытали свои ядерные системы. Впоследствии часто звучали угрозы о применении ядерного оружия, если Запад перейдет красные линии в своем подходе к войне в Украине. Запад считал, что Россия блефует, но старался не вмешиваться слишком сильно.

За последний год с лишним, по словам Адамского, произошло еще одно событие, которое не предвещает ничего хорошего. Он видит нормализацию ядерного оружия в стратегическом дискурсе и среди общественности. Российские генералы, политики и эксперты много говорят о применении стратегических сил сдерживания, проводят структурные изменения в системе ядерного командования и расширяют возможные оперативные варианты.

Адамский сообщает, что российские генералы, занимающиеся ядерной сферой, много пишут на эту тему. Общая идея, которую они высказывают, часто касается усиления сдерживания на фоне слабости России, проявившейся в войне, в надежде, что выигранное время будет использовано для восстановления обычных сил. Он рассказывает, что близкий к Кремлю рок-певец недавно записал гимн российским передовым баллистическим ракетам, а аккомпанировал ему военный оркестр Стратегических ядерных сил. Как обычно, священники также много занимаются этой темой в рамках усилий по культивированию образа России как безумного государства, чьи шаги непредсказуемы, что создает эффект сдерживания.

Израильский эксперт считает, что эксперты на Западе слишком спокойны в своей оценке ядерной опасности в нынешней войне. Ядерное оружие стало частью новой нормы в России, пишет он, и поэтому возросли шансы, что в случае ухудшения ситуации будет рассмотрен вопрос о его применении.

Похожий и еще более резкий дух пронизывает статью, опубликованную американским бригадным генералом в отставке Кевином Райаном, бывшим военным атташе США в Москве, на сайте Центра изучения международных отношений Гарвардского университета. По словам Райана, русские исчерпали свои возможности реагирования в условиях эскалации наступательной активности Украины, которую он ожидает в ближайшее время. Недавно в украинскую кампанию было брошено около 300 000 новых войск, но это не повлияло на направление развития войны. Вблизи зон боевых действий были замечены танки Т-55, выпущенные в 1950-х годах, что отражает размеры потерь России в материальной части.

Как считает Райан, Путин готовит почву для применения тактического ядерного оружия, устраняет барьеры в принятии решений и готовит обоснования для этих действий. Спусковым крючком в данном случае может стать неспособность армии пойти в наступление, как того требует президент, в результате чего правительство опасается, что потеряет Крымский полуостров или близлежащие к нему районы. В случае эскалации ядерное оружие, пишет он, может стать для Путина единственным выходом. Соответственно, он культивирует утверждение, что это экзистенциальная угроза для России. Соединенные Штаты и НАТО уже заявили, что не будут использовать ядерное оружие в конфликте, тем самым оставляя Киев потенциально незащищенным.

Райан также отмечает, что западные эксперты склонны считать, что перспектива применения ядерного оружия в противостоянии невелика и что проблема серьезная, но не срочная. Это ошибка, пишет он. Проблема на самом деле актуальна, и Путин собирается прибегнуть к ядерному оружию.

Отставной генерал цитирует высокопоставленных американских деятелей, которые преуменьшали важность этого сценария на слушаниях в конгрессе, но не соглашается с ними. Путин, по его словам, готовился к этой возможности с самого раннего этапа войны, которая пошла совсем не по его планам. Когда он объявил о присоединении к России четырех захваченных районов Украины, он сказал, что если территориальная целостность его страны окажется под угрозой, он использует все имеющиеся в его распоряжении средства для ее защиты.

Путин испытывает растущее давление со стороны националистического крыла, которое, в свете разочарования от неудач армии, требует от него результатов, пишет Райан. По его мнению, Соединенным Штатам необходимо подготовить возможные ответы на новый мировой порядок, в котором ядерный джинн выпущен из бутылки. Не бросать Украину и готовиться к переменам.

(Россия нанесет превентивный ядерный удар, если Запад вооружит Украину ядерным оружием — так заявил вчера, в пятницу 26 мая, бывший премьер-министр России Дмитрий Медведев. В начале недели Медведев, который считается одним из самых близких людей к президенту России Владимиру Путину, заявил, что пока Запад продолжает вооружать Украину, шансы на «ядерный апокалипсис» будут возрастать.

Медведев оценил, что война между Россией и Украиной может длиться многие десятилетия: «Этот конфликт очень надолго. Это все на десятилетия, наверное. Это новая реальность, новые условия жизни. Пока там такая власть, будет, скажем, три года перемирия, два года конфликта, и снова все повторится. Нужно уничтожить саму природу нацисткой власти в Киеве».

Медведев, который в настоящее время является заместителем председателя Совета безопасности России, сказал это во время визита во Вьетнам, — примечание «Деталей»).

Амос Харель, «ХаАрец», М.Р. Alexey Filippov, Sputnik, Kremlin Pool Photo via AP



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *