Барбара Чаподи, учительница из Будапешта, долгое время не могла решить, оставаться ли ей на своей работе, несмотря на ухудшающуюся систему школьного образования в Венгрии, или оставить любимую профессию и учеников. В интервью «ХаАрец» она говорит: «Если я не согласна с принципами правительства и уйду и другие с теми же взглядами уйдут, то оставшимся я бы не доверила учить детей, поскольку либо им все равно, либо они сами разделяют эту правую идеологию».
Эта ситуация может дать представление о будущем Израиля при ультраправом правительстве Биньямина Нетаниягу. В течение 13 лет правительство премьер-министра Виктора Орбана постепенно меняло школьную программу Венгрии. Недавнее исследование Израильского института демократии показало, что в учебной программе по гражданскому воспитанию в Венгрии теперь делается упор на «национальное самосознание» и законопослушание в ущерб активной гражданской позиции и демократическим ценностям.
В Израиле учебная программа по гражданскому воспитанию для младших классов уже ставит своей целью вскормить «законопослушных и лояльных государству» израильтян. Венгрия пошла еще дальше.
Тысячи венгерских учителей уже достаточно натерпелись – у них одна из самых низких в ОЭСР учительских зарплат. Кроме того, их свободу все больше ограничивают. Они бастовали, требуя реформ в системе образования, и вскоре к ним присоединились ученики. Правительство молчало – вернее, навязывало молчание. В феврале 2022 года, прикрываясь ограничениями из-за COVID-19, ограничило право учителей на забастовку. Потом начали увольнять – по словам учителей, произвольно. В начале этого месяца полиция прекратила акцию протеста в Будапеште, применив против школьников слезоточивый газ.
Около двух месяцев назад правительство представило учителям так называемый закон о статусе. По словам правительства, законопроект упорядочит систему образования и принесет пользу как учителям, так и родителям с учениками. Но организации учителей говорят, что этот шаг приведет к обратному: значительному увеличению рабочего времени вообще, а также часов обязательной бесплатной подмены.
Другие части законопроекта разрешают электронную слежку за учителями. Согласно одному из сообщений в венгерских СМИ, школы смогут проверять компьютеры учителей. Законопроект также сокращает право учителей на протест и запрещает публичную критику школьной системы.
По мнению критиков правительства, это типичный шаг партии Орбана «Фидес», ужесточающей контроль над СМИ, судебной системой, научными кругами и культурой. Законопроект якобы направлен на улучшение условий труда учителей, но по факту он еще больше ущемляет учительские организации, которые и так слабы.
Одна из статей законопроекта увеличивает срок уведомления об отставке с двух до шести месяцев. Еще один аспект законопроекта напоминает ситуацию в Израиле: попытка изменить модель оплаты труда и предоставить директорам школ полномочия по установлению заработной платы.
В Израиле такие группы, как «Форум Коэлет», продвигают этот подход уже много лет. Аналогичным образом в венгерском законопроекте говорится, что на оплату труда будут влиять такие факторы, как успеваемость учеников.
По иронии судьбы, в стране, где правительство пытается изменить систему образования, нет министра образования. Этот портфель находится в ведении министра внутренних дел, который руководит полицией и здравоохранением.
Шандор Пинтер – бывший офицер полиции, член Венгерской социалистической рабочей партии вплоть до 1989 года. «В каком-то смысле он подходит для руководства полицией или армией… потому что там нужна дисциплина, там нет «давайте сядем и обсудим». Но он не подходит, когда речь идет об образовании или здравоохранении. «Я ничего не знаю об образовании, но я знаю, как добиться результата» – он сам так сказал», – отмечает Барбара Чаподи.
Учителя Венгрии узнали про закон о статусе из очень длинного документа, разосланного по школам. Им предложили представить свои комментарии в течение нескольких дней. Правительство утверждает, что это лишь «предварительный план», но учителей это не успокаивает. По их словам, даже в том маловероятном случае, если законопроект будет отменен, это не будет большим достижением: «даже если они удалят все 53 пункта… мы все равно окажемся в ужасной ситуации».
Другая возможная тактика – референдум как инструмент пропаганды. Так было во время миграционного кризиса в Европе в 2015 году и во время избирательной кампании 2022 года, когда венграм предлагалось высказать свое мнение по вопросам гендерного воспитания в школах. А в начале этого года партия «Фидес» провела «национальный опрос» о поддержке санкций ЕС в отношении Москвы.
«Вопросы сформулированы очень манипулятивно, они сами подсказывают ответ», – говорит Чаподи.
По мнению преподавателей, переговоры, которые могут привести к незначительным изменениям в законопроекте, направлены лишь на то, чтобы успокоить Европейский союз, отказывающийся предоставить Венгрии миллиарды евро в виде грантов на фоне опасений по поводу верховенства закона и состояния демократии в стране.
У венгерского правительства свои соображения о том, кто виноват. В заявлении для «ХаАрец» правительство сообщило, что средства ЕС задерживаются из-за «махинаций левых оппозиционных политиков» и что ключевая организация учителей, протестующая против законопроекта, «действует как левая оппозиционная политическая организация».
В документе отмечено: «В Венгрии люди могут свободно проводить демонстрации и выражать свое неодобрение, но важно, чтобы учителя, студенты, родители и левые оппозиционные политики делали это в равной степени в соответствии с законами Венгрии».
Возможно, переломный момент уже близок. Почти 5 тысяч учителей предупредили, что уволятся, если законопроект будет принят, и это поставит систему образования под угрозу краха. Некоторые учителя не могут понять, как это произошло.
Является ли реформа поспешным решением, циничным шагом, или Орбан задумал так с самого начала?
«Мы всегда считали себя нацией, достояние которой – наш интеллект, – объясняет Чаподи. – У нас было не знаю сколько Нобелевских премий… Вы не можете не заметить, как разрушают образование, и ужас в том, что им не нужны образованные люди, поскольку необразованными легче управлять и манипулировать».
С ее точки зрения, ЕС так долго мирился со всеми отступлениями от демократии, поскольку «для Германии мы нечто вроде огромной фабрики, им просто нужны рабочие руки. Им нужны руки. А нашему правительству нужны работники, которые мало думают. И всем хорошо».
Даниэль Луши, Шира Кадари-Овадия, «ХаАрец», Н.Б. AP Photo/Anna Szilagyi √