Статьи

Протестующие против ультраортодоксов упускает из виду главную бюджетную драму

На прошлой неделе протесты против правовой реформы уступили место обвинениям ультраортодоксального сектора в «разграблении государственной казны». Рекламные щиты и плакаты демонстрантов, статьи в газетах и выступавшие на митингах клеймили выделение средств на образовательные учреждения ультраортодоксов и создание Фонда арноны как кражу государственных средств, проложив путь к подстрекательским и антисемитским заявлениям.

Проблема с этой кампанией в том, что она искажает факты и, что еще важнее, отвлекает внимание от главных причин скудного выделения средств на общественные нужды — пассивности народных избранников и бюджетной политики министерства финансов.

Начнем с злополучного Фонда арноны. У идеи перевода средств от местных властей, взимающих высокие налоги на бизнесы, бедным городам с целью поощрить там жилищное строительство, действительно есть немало слабых мест. «Экспроприация» части арноны наносит ущерб автономии органов местного самоуправления и их способности оказывать услуги жителям. Если местные власти испытывают трудности со строительством новых квартир, а так и обстоят дела, то стимулировать строительство следует за счет государственных, а не муниципальных денег.

Кроме того, установленные законом критерии создают перекосы: некоторые муниципалитеты с экономически слабым населением, например Беэр-Шева или Мицпе-Рамон, будут вынуждены делать отчисления в новый фонд, а богатые населенные пункты в которых мало бизнесов — Савьон, например, — будут, наоборот, получать деньги из фонда. Власти арабских городов из-за барьеров, препятствующих новому строительству, останутся без дополнительных средств, а поселения в Иудее и Самарии вообще освобождены от перечисления средств в Фонд арноны.

Да, выиграют и муниципалитеты ультраортодоксальных городов, но не они, и не ультраортодоксальные партии, инициировали создание фонда. Инициатор — минфин, и законопроект, предусматривающий создание такого фонда, выдвигался еще при прежнему правительстве и прежнем министре финансов Авигдоре Либермане.

Уже тогда главы местных советов протестовали, и в итоге соответствующий параграф был изъят из окончательной версии закона о хозяйственном регулировании. Можно и нужно спорить о том, приведет ли создание Фонда арноны к смягчению жилищного кризиса, но представление, согласно которому фонд придумали ультраортодоксы, очень далеко от реальности.

Второе искажение — попытка выставить коалиционные соглашения с ультраортодоксами как грабеж государственной казны. Тут прежде всего не хватает пропорций. Ультраортодоксы получили надбавку, главным образом не ешивы, на сумму 10 млрд шекелей из госбюджета размером 600 миллиардов шекелей.

Образ жизни ультраортодоксов включает в себя обучение части взрослых мужчин в ешивах. Бюджетное и юридическое «прикрытие» на протяжении многих лет обеспечивали все израильские правительства. Следовало ли так действовать – спорный вопрос. Некоторые утверждают, что выделять на эту цель бюджеты вообще не следует, и уж наверняка не в таких объемах, как сегодня.

В любом случае и вопреки утверждениям критиков, средства, выделенные на в готовящемся к утверждению бюджете, не меняют статус-кво. Финансовые бреши в этих учебных заведениях существуют и ширятся из-за возросших расходов и из-необходимости поднять зарплаты преподавателям. Выросли и расходы на проживание студентов иешив, столкнувшихся с растущей дороговизной жизни — при том, что им запрещено заниматься другой работой в соответствии с законом.

В том, как протестующие представляет вещи, есть слепое пятно. Прибавки ультраортодоксам — малая часть той суммы, которой не хватает, чтобы должным образом обеспечить нужды всего населения. Разрыв между общественными расходами в Израиле и принятым в развитых странах составляет около 100 млрд шекелей в год, а если брать в расчет все гражданские расходы, то сумма приближается к 150 миллиардам.

Это в 10, а то и 15 раз больше того, что получили ультраортодоксы. Это те гигантские суммы, недостаток которых мы чувствуем, приводя детей в переполненные школьные классы, стоя в нескончаемых очередях к врачам-специалистам и платя все больше и больше за основные госуслуги, качество которых — все хуже и хуже.

И в этом виноваты не ультраортодоксы, а крайняя неолиберальная идеология, которая ставит во главу угла низкий уровень государственных долгов и низкий бюджетный дефицит. Даже в те годы, когда в Израиле образовывались излишки налоговых поступлений, например, в 2022 году, их не направляли на повышение благосостояние населения из-за инициированного министерством финансов законодательства, ограничивающего государственные расходы. Этот закон не менее антидемократичен по своей сути, чем предложенное изменение порядка назначения судей, вызвавшее столь резкий протест общественности.

Ультраортодоксы действуют в рамках этой реальности. Их «грех» состоит лишь в том, что располагая политической властью, они пытаются изменить эту реальность и получить бюджеты для своих учреждений. Проблема в другом – в том, что все остальные политические лидеры, которые могли бы легко отменить антидемократические законы о бюджете и обеспечить надлежащее выделение ассигнований на нужды всех граждан страны, предпочитают вкладывать свои силы в продвижение правовой реформы или в кампании ненависти против ультраортодоксов.

Асаф Цви, «Двар ха-овдим б’Эрец-Исраэль». Фото: Авишаг Шаар Яшув



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *