Председатель арабской коммунистической партии «Хадаш» Айман Уда объявил вчера во второй половине дня о том, что не собирается баллотироваться на следующих парламентских выборах.
Это заявление вызвало много толков, поскольку его подоплека неясна – выборов на горизонте пока нет, а политическая ситуация переменчива, и поэтому редкие политики, которые намерены уйти на покой, обычно рассказывают об этом в решающий момент, а не задолго до такового.
Хайфчанин Уда, выходец из мусульманской семьи, позиционирующий себя как «атеиста и социалиста», в 2015 году сумел сплотить вокруг своей партии остальные арабские политические структуры, создав «Объединенный список» из «Хадаша», «Раама», «Таала» и «Балада», который получил на выборах 14 мандатов – рекордное для арабов число мест в Кнессете.
Вместе с тем, впоследствии арабское единство развалилось из-за разногласий, поскольку между мусульманами, коммунистами, пропалестинскими активистами и «хозяйственниками» возникает множество противоречий и споров относительно приоритетов.
Поэтому сейчас «Раам», поддерживающий концепцию сотрудничества с любыми израильскими властями ради бытовых и экономических интересов израильских арабов, баллотируется отдельно, национально-демократический «Балад», выступающий за антиеврейский характер Израиля и национальное самоопределение для израильских арабов, тоже «ходит на выборы» особняком. Тандем коммунистического «Хадаша» и пропалестинского «Таала» набирает в Кнессете едва ли меньше мест, чем одиночный «Раам».
Как объяснили журналистам источники в арабских партиях, Уда в последние годы из объединяющего фактора стал препятствием к союзу арабских партий, а его место в качестве «перспективного и прагматичного» арабского лидера фактически занял Мансур Аббас, возглавляющий «Раам».
Уда резко выступал против Аббаса, когда тот вошел в «лоскутную коалицию», он называл председателя «Раама» «домашним арабом у евреев». Идеологическая война по поводу степени допустимого сотрудничества с властями, развязавшаяся между ними, уже не позволяет помириться и объединиться. Поэтому, полагают в арабских политических кругах, Уда решил уйти с пути такого объединения ради «общего дела», то есть нового объединения арабских партий, которое снова сделает этот политических сектор одним из самых влиятельных в раздираемом противоречиями Кнессете.