Статьи

Биби за углом поджидает Бибас. Кто кого?

Спустя несколько дней после того, как последние бои в секторе Газа несколько улучшили в опросах позиции премьер-министра и правящей коалиции — сражаться с организацией, состоящей из нескольких тысяч боевиков – это, конечно, подлинный героизм, — Биньямин Нетаниягу и его партнеры все же сумели угробить то немногое, что оставалось от их политического капитала.

Теперь Нетаниягу оказался в ловушке между желанием потихоньку остановить в сложившей ситуации ядовитый правовой переворот министра юстиции Ярива Левина и невозможностью публично объявить о его гибели.

А пока он раздает деньги поселенцам и ультраортодоксам, которые опустошают государственную казну даже тогда, когда рядовые израильтяне страдают от растущей инфляции.

История «фонда арноны» (налога на недвижимость) — предложение о том, чтобы богатые города отчисляли часть своих налогов на недвижимость в фонд, который будет помогать более бедным населенным пунктам — заняла на этой неделе главное место в борьбе между политическими блоками. Но в него также вошли две политические истории, последствия которых более серьезны, чем кажется.

Первая — это развод между Хаимом Бибасом — мэром Модиин-Маккабим-Реут, председателем Центра местной власти и человеком, которого партия «Ликуд» несколько лет назад отметила как потенциального кандидата в лидеры, — и «Ликудом» Нетаниягу.

Уже не в первый раз Бибас осмеливается выступать против Нетаниягу с позиции лидера местных властей. Он критиковал премьер-министра во время пандемии коронавируса, он выступал против наделения гомофоба Ави Маоза полномочиями в министерстве образования, он смело выступал против разрушительных попыток правительства осуществить юридический переворот. Но его борьба против фонда арноны, похоже, станет той соломинкой, которая сломает спину верблюду.

Линия разлома возникла, когда Бибас и его коллеги — мэры крупных городов обнаружили, что члены «Ликуда», поддержавшие их позицию в финансовой комиссии кнессета, тем не менее, были вынуждены голосовать за законопроект — потому что премьер-министр потребовал соблюдение коалиционной дисциплины.

Люди, близкие к Бибасу, говорят, что, вопреки утверждениям министерства финансов, Бибас никогда не соглашался ни на какой компромисс по этому вопросу. Это потому, что он считает, что фонд наносит ущерб жителям крупных городов, национализируя их деньги, а «переговоры» были навязаны городам министром финансов Бецалелем Смотричем и председателем финансовой комиссии кнессета Моше Гафни.

Мы потеряли Бибаса

«Бибас больше не с нами, — сказал один из министров «Ликуда». «Мы поняли это во время истории с [правовой] реформой, а теперь это уже стало достоянием общественности. Это не просто ссора с Нетаниягу; самую большую боль в сердце доставляет его разрыв с Яривом Левиным. Они были братьями, краеугольными камнями отделения «Ликуда» в Модиине. Но сегодня, когда ты выступаешь против Нетаниягу и Левина, «Ликуд» для тебя — выжженная земля».

Люди, близкие к Бибасу, также понимают, что Нетаниягу, скорее всего, сместит его с поста председателя комиссии «Ликуда» по делам местной власти — группы, имеющей прочную опору на низовом уровне, которая будет иметь большое значение на предстоящих муниципальных выборах.

По словам соратников Бибаса, во время кризиса вокруг «фонда арноны» предпринимались многочисленные попытки заставить его замолчать, но он готов заплатить любую политическую цену, в том числе «быть сожженным вместе с базой «Ликуда», чтобы защитить интересы жителей города, которые он представляет.

Тем не менее, совсем не очевидно, что в этой истории Бибас окажется большим неудачником. Несколько центристских партий, вероятно, предложат ему баллотироваться на муниципальных выборах – «Государственный лагерь» Бени Ганца, «Еш атид» Яира Лапида, ожидаемая новая партия Нафтали Беннета, и кто знает, что еще может появиться. Некоторые из них уже ухаживают за ним.

Фото: Томер Аппельбаум

Но политическая мудрость говорит, что он не будет участвовать в общенациональной политике до тех пор, пока Нетаниягу будет рядом. «Бибас — это архетип того, каким должен быть «Ликуд» — мизрахи, уроженец Бейт-Шеана, правый, ориентированный на социальное обеспечение и — либерал, — сказал один видный правый. — Для «Ликуда» пожертвовать им — поступок, который выглядит как уступка Гафни и Смотричу, — это ошибка».

Вторая история, которую подкрепил фонд арноны, — это слепота ультраортодоксального сообщества в отношении своего положения и его настойчивое стремление вызвать к себе ненависть, до такой степени, что станет действительно необходимо исключить его из следующей правящей коалиции.

Фонд арноны был создан не только в интересах ультраортодоксов, но от него выиграет большинство их городов, причем за счет самых богатых городов. Вдобавок к скандальному коалиционному финансированию (деньги, предназначенные для домашних проектов коалиционных партий и депутатов), и учитывая, что Гафни, представитель партии «Еврейство Торы», был ключевой фигурой в создании фонда, предложение выглядит как еще один агрессивный  поступок жадных до денег ультраортодоксов.

«Нет больших вымогателей, чем ультраортодоксы. Что им не дашь — все им мало, вечно они просят все больше и больше, и даже когда вы скажете им «ну, хватит», им всего недостаточно. Они доводят ситуацию до крайности, и они же за это и поплатятся».

Эти комментарии прозвучали не от политика-левоцентристса, такого как Лапид или член партии «Авода» Гилад Карив, а от министра «Ликуда». Короче говоря, ультраортодоксам удалось разозлить всех, кроме самих себя.

Равит Хехт, «ХаАрец», М.Р. На фото: предвыборный плакат в Бней-Браке. Фото: Авишаг Шаар Яшув. В тексте: Бибас  и Нетаниягу. Фото: Томер Аппельбаум.



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *