Статьи

Почему не надо пугаться фонда муниципального налога?

Забастовка местных властей, последовавшая за предложением изъять часть денег «арноны» — муниципального налога на недвижимость у сильных в экономическом плане  городов и перевести их в города слабые, получила чрезвычайную общественную поддержку.

На фоне попытки судебного переворота заподозрили, что этот шаг — очередной шаг ультраправого правительства против противников переворота. Хотя это подозрение, вероятно, верно, крики ужаса относительно «фонда арноны» чрезмерны. Вот пять причин, почему это так.

  • Города центра пострадают в незначительной степени
  • Доходы муниципалитета Тель-Авива от налога на недвижимость и других источников, которые в 2019 году составляли 4–4,5 млрд шекелей, с тех пор, безусловно, продолжали расти. Поскольку это богатый центральный город Израиля, большая часть бремени создания «фонда» ляжет на Тель-Авив.

    По прогнозам минфина, в 2025-2028 годах Тель-Авив выплатит около 190 миллионов шекелей в фонд налога на имущество. В 2028 году отчисления будут самыми высокими — 76 миллионов шекелей. Это платеж в размере менее 2% от годового объема муниципальных доходов, и вполне вероятно, что к 2028 году эта доля будет намного меньше.

    Итак, «фонд арноны» не разрушит Тель-Авив. Ему едва удастся пощекотать городской бюджет. Общий годовой бюджет фонда составит примерно 160 миллионов шекелей в год, а доходы местных органов  власти от муниципального налога составляют 15 миллиардов шекелей в год.

    Даже если правительство одобрило создание фонда из мстительного желания навредить богатым городам центра и поставить Тель-Авив на колени, ущерб, который будет нанесен этим городам, будет не более чем легким ударом по крылу. Много шума из ничего.

  • Разрывы не уменьшатся
  • В течение многих лет организация OECD рекомендовала Израилю создать фонд налога на недвижимость, потому что Израиль несет сомнительное звание страны с самыми большими разрывами между местными властями на своей территории.

    И мало этого, место лидера диспропорций нам гарантировано, так как расширение разрывов в Израиле было самым высоким за последнее десятилетие — 5% в год в 2004-2014 годах (более свежих данных нет).

    Передача доходов от сильных местных органов власти слабым является общепризнанным решением для сокращения разрыва между ними. OECD отмечает, что такой механизм существует в Великобритании, Швеции, Норвегии и Германии. Местные органы власти с доходами выше среднего часто вносят часть излишка в государственный фонд, который распределяет деньги более слабым местным органам власти.

    Это правильно и справедливо. По данным бюджетного отдела министерства финансов, доход от налога на коммерческую недвижимость в расчете на одного жителя в год составляет 5100 шекелей в Тель-Авиве по сравнению с 280 шекелями в Умм-эль-Фахме и 160 шекелями в Харише.

    Успех Тель-Авива можно и нужно объяснить его успешным управлением на протяжении последних 30 лет, но не только благодаря таланту мэра Рона Хульдаи и его генерального директора Менахема Лейба, но и благодаря тому факту, что Тель-Авив является деловым центром Израиля, и у него есть преимущества, которые привлекают бизнес и жителей. И не только это: государство признает его статус мегаполиса и помогает ему продолжать расти за счет значительных инвестиций в инфраструктуру (метротрамвай, метро и т. д.).

    Тель-Авив в значительной степени пользуется общенациональным ресурсом, имея уникальный статус — единственного делового мегаполиса в Израиле, — этот ресурс принадлежит и другим гражданам, и нет причин, по которым он не должен делиться с ними, особенно когда такое разделение общепринято.

    Города периферии спорят между собой относительно границ и налогов, требуя получать часть доходов от бизнеса окружающих их региональных советов. Другими словами, на деле уже существует «фонд арноны», только он является местным и управляется соседними местными властями на периферии.

    Почему для регионального совета Верхней Галилеи нормально делиться своими небольшими доходами с Кирьят-Шмоной, а для богатого Тель-Авива ненормально также вносить свой вклад в Кирьят-Шмону?

    Неравенство между местными властями является одной из основных причин общего неравенства в стране. Слабые местные власти на периферии не могут обеспечить высокий уровень услуг для своих жителей, не имея  существенного дохода от бизнеса, потому что налог на жилую недвижимость не покрывает стоимость инвестиций в жителей.

    С другой стороны, Тель-Авив с миллиардами шекелей от своего дохода от бизнеса может и предоставлять отличные услуги своим жителям, предоставить им лучшее образование и возможности в более позднем возрасте, а также взимать с них низкий налог на недвижимость. В то же время как ребенок в Рахате будет и платить более высокий налог на недвижимость, и не будет иметь и половины тех возможностей, которые дает ребенку в Тель-Авиве. Так увековечивается географическое неравенство.

  • Теории заговора лишены оснований
  • Вне всякого сомнения, в принципе, создание фонда налога на недвижимость, призванного уменьшить неравенство между местными властями, является профессиональным, нужным и правильным решением.

    Проблема в том, что фонд, о котором сейчас спорят, этим принципам не отвечает: фонд, который родился как трюк министерства финансов, переводит налоги на бизнес-недвижимость из самых богатых городов Израиля в города, где больше всего строят.

    Это фонд для стимулирования жилищного строительства, а не для уменьшения неравенства, и соответственно города, которые больше всего получат из фонда, это Ашкелон, Бейт-Шемеш, Бат-Ям, Нетивот, Беэр-Яаков, Нетания и Кирьят-Оно — лидеры в жилом строительстве.

    Напротив, самые бедные города, в основном арабские и бедуинские, мало строят, и поэтому фонд не учитывает их. С этой точки зрения оправдание для создания фонда частичное: хотя он и берет у богатых, но не раздает бедным.

    Также несостоятельны конспирологические теории о том, что фонд предназначен для помощи ультраортодоксальным городам. Деньги из фонда действительно получат ультраортодоксальные города (в основном Бейт-Шемеш и Рехасим), а также еврейские поселения в Иуде и Самарии, но это небольшие суммы и уж точно не главные выплаты из фонда.

  • Будут улучшены строительные стимулы?
  • Даже в качестве фонда стимулирования строительства жилья вряд ли фонд «налога арноны» достоин восторга. Негативный стимул, который сейчас действует в местных органах власти в Израиле в виде предпочтения бизнеса перед жителями, уменьшится, но не исчезнет.

    Вызывает сомнение, что этот шаг будет способствовать решению жилищного кризиса, но он, безусловно, немного укрепит стимулы к строительству жилья  у местных властей в Израиле.

  • Уравновешивающий грант
  • Если правительство хотело способствовать решению жилищного кризиса и устранению неравенства между местными властями, оно должно было предпринять совсем другие шаги.

    Напрашиваются другие шаги, которые исправили бы искажения налога на недвижимость в самой его основе, т.е. повышение налога на недвижимость для жилья и уменьшение арноны для предприятий. Тем самым было бы устранено искажение, в соответствии с которым местные власти предпочитают строить офисные башни, а не квартиры.

    Проблему неравенства следует решать путем создания фонда налога на недвижимость, который переводит деньги от сильных местных властей к слабым местным, независимо от количества квартир, которые они строят, и в попытке использовать деньги, чтобы помочь слабым местным властям создать прибыльные сферы занятости.

    Также нужно внимательно рассмотреть  уравновешивающий грант, основной инструмент сокращения неравенства между местными властями. Это грант выплачивается правительством из госбюджета, потому что комиссия, возглавляемая доктором Михаэлем Сарелем, рекомендовала исправить искажения и расширить соответствующий платеж. Что происходит с выполнением важных рекомендаций комиссии?

    Мейрав Арлозоров, TheMarker, И.Н. Фото: Томер Аппельбаум



    Предыдущая статьяСледующая статья

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *