Статьи

Женя Беркович: От театральных премий до «театрального дела»

Евгению Беркович арестовали на два месяца по обвинению в оправдании терроризма. А за что на самом деле? За то, что она пишет острые и необыкновенные стихи против войны. За то, что она против войны. За то, что, когда ее позиция стала противоречить возможности получения государственного прикорма, она стала выживать сама. За то, что не побоялась выйти на пикет в первый день войны.

Культура должна быть ручная. Тетки должны молчать. Кстати, уехать она не могла бы, даже, если бы ее оставили относительно свободной —  ее семья не транспортируема в экстренном режиме…

Евгения (Женя) Беркович – режиссер (-«ка», она сама считает, что именно так правильно), поэт, педагог, перформансист, актриса. Автор нашумевших спектаклей. Внучка писательницы Нины Катерли («Нина Семеновна в свои 88 покруче нас всех будет» — ответили общие друзья на вопрос, как там 88-летняя бабушка Беркович).

В театральных постановках, начиная с «Жаворонка» Жана Ануя в 2012 году, Беркович жестко ставит вопрос «мир и я». «Я» может быть Жанной Д’Арк на судебном процессе или Иосифом Бродским на таком же суде, девочкой, которая решила ограбить аптеку, чтобы брат не умер с голоду, или женщиной, которая едет в Сирию, чтобы стать женой террориста – в поисках любви и надежного плеча… Крамольный спектакль, кстати, был лауреатом престижнейшей российской премии «Золотая Маска». Автор пьесы Светлана Петрийчук также помещена в СИЗО на два месяца.

Женя Беркович в предвоенной жизни работала независимо, но ей давали и гранты, в том числе президентский.  Вместе с командой организовывала лагеря для сирот из детских домов, ставила спектакли с актерами — этими же сиротами.  Женя удочерила двух подростков-сирот. Сначала искала им приемную семью, потом приемная мать тяжело заболела, и возникла необходимость что-то сделать, чтобы их не вернули в приют. А 24 февраля 2022 она вышла на одиночный пикет с плакатом «нет войне». Простояла 20 минут.  Дали 11 суток. Сразу по освобождении бегом помчалась «доудочерять» девочек, находившихся под ее опекой. Теперь это ее дети. И серьезное средство шантажа российских властей, если вспомнить историю Маши Москалевой и ее родного отца.

Почему осталась в России: «конечно, если бы сейчас встал вопрос, сесть в тюрьму или заботиться о бабушке, я бы уехала (разговор в декабре 2022 года). Но пока вопрос так не стоит. Самый простой ответ «не хочу»… Или, об этом же в другом интервью «Когда говорят «кому мы там нужны», я слышу не «что я могу получить там», а «что я могу дать там». И мне кажется, когда ты в Москве, это честнее и нужнее, чем, например, в Ереване».

Тут вклинивается еще одно, важное и частое: почему вы до сих пор там сидите, если у вас есть возможность уехать в Израиль? – спрашивает масса народу. Но потом обращается к  уехавшим, точнее, приехавшим – с предложением избавиться от рефлексии по стране исхода, перестать «жить вчерашним днем, уйти с Тверского бульвара. Так не бывает. Этот багаж уезжает вместе со своими обладателями, и потом становится и «тыквенным латте», и – театром «Гешер».

🤬Тем временем режиссера и поэтессу Евгению Беркович привезли в суд. В НАРУЧНИКАХ. Как особо опасного преступника

Её обвиняют в якобы «оправдании терроризма» спектаклем «Финист Ясный Сокол».

Реальные причины преследования всем известны — её принципиальная антивоенная позиция pic.twitter.com/iC5OCTIUEa

— Ёшкин Крот (@yoshkinkrot) May 5, 2023

Вопрос, «сесть ли в тюрьму» сейчас встал в полный рост. Тот факт, что задержанную Беркович оставили на ночь в отделении и на этот раз, означал одно – решения по ее делу нет. В противном случае повезли бы судить ночью. К сожалению, решение созрело. Именно такое, как ожидали пессимисты.

Примерно год назад, в мае 2022 года Беркович опубликовала очень сильное стихотворение:

Мне не нужен полк

Ни бессмертный, ни смертный, Сереженька, никакой.

Отпусти меня на покой, Серёжа,

Я заслужил покой.

За это стихотворение на нее набросились, в том числе с публичными доносами. Впрочем, один из них уже зрел на своей грядке к моменту появления стихотворения о деде —   еще 26 мая 2021 появился длинная жалоба на спектакль «Финист Ясный Сокол» (о женщинах, едущих в Сирию за любовью).

Вот ключевая часть доноса: «По нашему мнению, спектакль «Финист ясный сокол» по пьесе С. Петрийчук режиссера Е. Беркович, увиденный нами 19 мая 2021 года, является инструментом информационной войны против безопасности России. Мы просим правоохранительные органы обратить на него внимание!»

Вот и обратили. Вообще, по словам одного из остающихся в России правозащитников, львиная доля уголовных дел заводится именно по доносам. Беркович и автора пьесы Светлану Петрийчук взяли по уголовному делу об оправдании терроризма. УК РФ Статья 205.2. «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Поводом для уголовного преследования стала некая проверка, проведенная еще в январе. Беркович арестовали в Москве, в Санкт-Петербурге у матери Жени и ее бабушки также прошли обыски. Изъяты компьютеры.

Суд арестовал драматурга Светлану Петрийчук до 4 июля по делу об оправдании терроризма.
Ранее на два месяца по этому же делу была арестована театральный режиссёр Евгения Беркович.
Вчера в хату )))
часик в радость, чифир в сладость … pic.twitter.com/6Y6fu2kwTw

— Игорь Грачев 🇷🇺 (@grach6020) May 6, 2023

Уже есть данные «экспертизы»: «идеология запрещенных экстремистских и террористических (деструктивных) субкультур, таких, например, как ИГИЛ (организация, запрещенная в Российской Федерации), распространяемая путем их оправдания, может оказать идеологическое влияние на зрителей и побудить их к действиям, направленным на дестабилизацию деятельности органов власти Российской Федерации, используя методы последователей вышеупомянутых идеологий».

При этом спектакль отмечали хвалебными рецензиями в Управлении федеральной службы исполнения наказаний России. Защита настаивает, что обвинение не выдерживает критики, и просит приобщить к материалам дела устав организации, где проводилась экспертиза. В уставе сказано, что это учебное учреждение, а не экспертный центр.

Под письмом «Новой газеты» с призывом «преследуйте убийц, а не поэтов» на вечер 5 мая уже более 5000 подписей. Среди поручителей за Евгению Беркович режиссер Константин Райкин, актер Вениамин Смехов, народная артистка России Генриетта Яновская, журналистка Ксения Собчак, директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова, онколог Дмитрий Каннер, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Анна (Нюта) Федермессер и лауреат Нобелевской премии Дмитрий Муратов.

Из письма Кирилла Серебренникова, на курсе которого училась Женя: «Женька. Всегда хотел сказать, как я люблю тебя, но напускная строгость «мастера курса» не позволяла. Ты — любимая моя ученица. Самая талантливая, самая умная, самая свободная. Мать двоих детей. Режиссерка, поэт, драматург (не знаю, как образовать твой любимый феминитив). Тобой надо гордиться: такие люди в культуре любой нормальной страны — редкость, чудо, гордость. Но в России — все теперь наоборот…

Ты честная, жертвенная, уникальная. Ты сразу выступила против войны в самый первый день, еще утром — тебя повинтили еще до начала вечерних митингов. Говорить тебе: «Держись, Женя» я не буду. Ты будешь держаться, я знаю, ты сильная. Тебе надо пройти через ад, а потом будет легко. Помнишь ту пьесу «Жаворонок» Ануя, которой ты дебютировала в МХТ? Вот все так и есть — сначала больно, очень больно, а потом — легче. Вера в то, что ты права и ни в чем не виновата, спасает в самом кромешном аду. И помни – п****ц рано или поздно кончится. Ты – Звезда. Ты — Свет. Ты — Любовь. Они, твари, сдохнут в забвении, а ты останешься».

Публицист Александр Баунов: «В России появилось «Театральное дело». Скоро увидим «Дело Промпартии», «Дело врачей» и т. д., — как в достославные времена большевицкого террора в СССР. Режиссерку Женю Беркович арестовали за спектакль. Не за финансовые злоупотребления, как прежде, когда хотели прийти за культурой, например за «Седьмой студией» Кирилла Серебренникова, а прямо за спектакль. Понятно, что Беркович припомнили и антивоенные посты, и замечательные антивоенные же стихи, и феминитивы и феминизм, который теперь у нас считается страшнее исламизма. Это примерно, как арестовывать Достоевского за оправдание убийства старушек после романа «Преступление и наказание» или за оправдание того же терроризма после романа «Бесы».

Одна из коллег Жени (имя просит не называть, но добавляет, что так думает очень много народу): «мне кажется, что арест Беркович связан напрямую с тем, что против нее подняли хайп. Чтобы лишить ее моральной поддержки «светлой стороны». Это далеко не первый подобный случай, но, пожалуй, самый вопиющий. Присмотритесь. Если вы видите хайп в сторону какого-либо человека — значит, ему грозит арест. А вас специально накручивают, чтобы лишить его хотя бы нравственной защиты».

По мнению Екатерины Шульман, видны скоординированность и размах: «Два города, пришли сразу ко всей семье и, видимо, к другим участникам постановки. За некоторое время до старта активных следственных действий вокруг намеченного объекта начинает, как будто само собой, что-то происходить. Вот эти говорливые общественники, беспричинно возникающие ниоткуда. Но провокаторы могут быть полезны в качестве сигнальных маячков: они знают от своих кураторов, что готовится или уже открыто уголовное дело, и, частью в рамках задания, частью из природного темперамента, не могут удержаться от того, чтоб не покуражиться над будущей жертвой. Таким образом, то, что вы можете воспринимать как угрозу, является на самом деле сигналом об угрозе и дает вам некоторый запас времени».

По словам гражданского активиста, священника Григория Михнова-Вайтенко, «было бы значительно хуже, если бы вышел указ президента РФ о присуждении Беркович награды».

Судья Наталья Чепрасова имеет скверный послужной список – за ней не менее 30 приговоров по политически мотивированным делам. Но надежда была. А чуда не произошло….

Более того, «Театральное дело» живет и побеждает – сегодня, 6 мая,  на сайте Малого драматического театра Европы под руководством Льва Додина появилась следующая информация – «в связи с решением Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по городу Санкт-Петербург (Роспотребнадзор) на основании протокола от 5 мая №78-01-05/19-0305-2023 деятельность нашего Театра временно приостановлена».

Роспотрабнадзор по неизвестной причине опечатал Малый драматический театр Льва Додина в Петербурге до 12 мая.

Ранее театр перенес на конец мая 2 спектакля с участием Данилы Козловского, на которого пожаловался профессиональный доносчик Виталий Бородин. pic.twitter.com/wCtZP643uk

— мартин ⚪🔴⚪ (@vandikism_) May 6, 2023

На сайте Роспотребнадзора никакой информации. И всем хорошо известен человек, благополучие которого так волнует сегодня Роспотребнадзор России.

Нателла Болтянская, «Детали». AP Photo/Alexander Zemlianichenko



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *