Статьи

На фоне «дыры» в бюджете российские чиновники спорят, кто должен финансировать войну на Украине

Дефицит российского бюджета может быть выше прогнозируемого. Об этом предупредил министр финансов РФ Антон Силуанов.

«Пока ориентиры эти не меняем, но сказать, что будет ровно 2%, это значит давать неправильные оценки. Посмотрим, что будет с нефтегазовыми доходами», — объяснил Силуанов.

Пока они оставляют желать лучшего: с начала года сырьевые доходы российского бюджета рухнули почти вдвое. В первом квартале в казну поступило 1,6 трлн рублей нефтегазовых налогов против 2,9 трлн за тот же период прошлого года. «Нефтегаз нас подкашивает», — прокомментировал Антон Силуанов сложившуюся ситуацию.

К такому развитию событий привело несколько причин. Поступления от продажи российского газа упали из-за снижения объемов экспорта голубого топлива более чем на 40%. На доходы российских нефтяников повияло введение ценового потолока на российскую сырую нефть и нефтепродукты, введенный странами Запада. В результате компании из РФ вынуждены продавать нефть по цене ниже 50 долларов за баррель при заложенной в бюджет стоимости в 70. 

Поступление налогов с несырьевых секторов российской экономики также уменьшились на 9%. Снижение доходов казны происходит на фоне роста государственных расходов, вызванных боевыми действиями на территории Украины. В результате дефицит бюджета РФ за первый квартал составил 2,4 трлн. рублей. Он практически достиг целевого показателя на этот год. По закону о бюджете, в 2023 году его расходы могут превысить доходы на сумму около 3 трлн рублей.

Правительство РФ пытается найти новые источники финансирования бюджета. Антон Силуанов анонсирует новации в налогообложении российского нефтегазового сектора. Аналитики «Альфа-Банка» ожидают роста корпоративных налогов в стране. А первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов считает, что в сложившейся ситуации следует раскошелиться состоятельным гражданам. «Если все же дело дойдет до дополнительной нагрузки для финансирования расходов армии и спецоперации, то платить должны сверхбогатые и экспортеры ресурсов. Нужна более крутая прогрессивная шкала НДФЛ, увеличенная нагрузка на роскошь и дополнительное повышение ставок для экспортеров», — считает парламентарий.

Однако он добавил, что это крайняя мера: «Сейчас у государства есть все необходимые инструменты для финансирования СВО, если текущих доходов бюджета не хватит: из самых простых можно назвать средства Фонда национального благосостояния и госзаймы. Так что прежде, чем говорить о каких-либо изменениях в налоговой сфере, стоит полностью использовать потенциал этих инструментов».



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *