Статьи

Оправданная жестокость? Почему и как Израиле убивают тысячи собак каждый год

В ноябре прошлого года в социальных сетях появились шокирующие видео: в Хевроне на Западном берегу отстреливают собак – раненная выстрелом из ружья собака визжит от боли; группа молодых людей забивают собаку палками; грузовик, полный мертвых собак. И – мэр Хеврона Тайсир Абу Снейне, на видео призывающий местных жителей убивать собак и обещающий платить по 20 шекелей за каждый собачий труп.

На следующий день Абу Снейне заявил, что это была шутка. Позже в интервью изданию «Аль-Кудс» он сообщил: в прошлом году 73 ребенка до 12 лет были укушены, травмированы или сильно поцарапаны напавшими на них бродячими собаками, у одного из детей была полностью раздроблена рука. «Я этими заявлениями хотел не начать кампанию, а спровоцировать учреждения и организации по защите животных взять на себя ответственность и что-то предпринять», – объяснил он.

Проблема давняя

«ХаАрец» еще 11 лет назад рассказывал о стаях одичавших собак, нападающих на газелей и домашний скот. В том же материале сообщалось, что запрещено отстреливать их. В 2017 году кнессет принял закон, обещавший бюджет в 4,5 миллиона шекелей на сокращение популяции бездомных животных и снижение риска вспышек бешенства и других заболеваний.

Первоначальный протокол Управления природы и парков разрешал инспекторам отстреливать бродячих собак только в официальных заповедниках и национальных парках и до 500 метров вокруг них. В 2017 году тогдашний министр охраны окружающей среды Зеэв Элькин и тогдашний министр сельского хозяйства Ури Ариэль под давлением администрации парков расширили разрешенную зону отстрела. Если в 2017 году застрелили 335 собак, то в следующем – уже 1233. Потом, в ноябре 2020 года, под влиянием групп по защите животных расширение зоны отстрела отменили, и количество застреленных инспекторами собак в 2021 году сократилось до 250.

Фото: пресс-служба полиции

Но на «Диком Западе» Западного берега израильским инспекторам разрешено беспрепятственно убивать бродячих собак на открытой местности. В прошлом году в пределах «зеленой черты» застрелили 98 собак, на Западном берегу – 699. Толчком послужили жалобы фермеров на ущерб урожаю, нанесенный бродячими псами, многие из которых родом из районов ПА.

Источник в министерстве сельского хозяйства говорит: если бы собак убивали таким образом в Тель-Авиве, возник бы протест. Но Западный берег никого не волнует. Инспекторы бродят с охотничьими ружьями и чувствуют себя шерифами. Во многих случаях инспекторам не удается убить собаку первым выстрелом, и они оставляют животное истекать кровью в поле. Любой, кто когда-либо слышал вой собаки, умирающей в агонии, никогда этого не забудет.

Масштабы

Исследование, проведенное в 2017 году некоммерческой организацией Let the Animals Live и Международным обществом защиты животных, насчитало 32 820 бездомных собак в Израиле, около 60% из них – на юге страны. С тех пор других исследований такого рода не проводилось, но, скорее всего, число бродяжек выросло.

«Бездомные собаки – это проблема и для людей, и для дикой природы, и для самих собак, – говорит Яэль Аркин, директор НКО Let the Animals Live. – Но вместо того чтобы вдумчиво решать проблему, государство выбирает легкий выход и просто убивает их».

Кто убивает

В прошлом году власти уничтожили 2024 бездомных собак: 797 застрелили инспекторы Управления природы и парков Израиля, 53 – инспекторы из отдела инспекции растений и животных министерства сельского хозяйства, еще 1174 собаки убили отравленными дротиками районные ветеринары. Заявленная цель – предотвращение вспышек бешенства. Тем не менее за весь 2022 год в Израиле у собак было диагностировано всего шесть случаев бешенства, все на севере Израиля, где застрелили 46 собак. 652 собаки были застрелены на юге, 347 – в центре, 699 – на Западном берегу.

Никакого разрешения от министерства сельского хозяйства или государственной ветеринарной службы на убийство бездомной собаки инспектор получать не обязан. Он должен только постфактум проинформировать местное руководство. Трупы убитых собак никто не приносит на осмотр для подтверждения бешенства. Наоборот, их оставляют гнить там, где их убили. А потом боятся того же бешенства у других животных или нашествия хищников.

В отличие от инспекторов администрации парков, использующих оружие и пули, местные ветеринары, ответственные за сокращение количества бездомных собак в своих районах, имеют право использовать только отравленные дротики. Такой способ считается более гуманным, но на самом деле яд причиняет собакам гораздо больше страданий.

«Дротики содержат токсин, заставляющий сокращаться все мышцы собаки. Она страдает от сильной боли, пока наконец не задохнется и не умрет», – говорит ветеринар. Многое зависит и от места, куда попал дротик. Если в туловище, собака умрет за несколько минут, а если в лапу, то животное может мучиться часами и даже сутками.

Сегодня ветеринарный врач, желающий получить разрешение на использование отравленных дротиков, должен подать заявление в районное ветеринарное управление. Потом запрос передается в Управление ветеринарных служб для окончательного утверждения. Теоретически процедуры министерства сельского хозяйства гласят: «Использование яда должно быть разрешено после того, как предприняты все разумные попытки решить проблему бездомных животных и администрация рассмотрит все риски и убедится, что нет никаких средств, кроме отравления, с помощью которых можно решить проблему».

Согласно данным министерства сельского хозяйства, из 1174 собак, убитых в прошлом году отравленным дротиком, 816 – в арабских населенных пунктах.

«В районах с депрессивным социально-экономическим статусом, в арабских общинах в частности, проблема бездомных собак более распространена, – говорит адвокат Эрез Уолл из организации «Дайти животным жить». – В арабских городах нет условий для содержания собак и почти нет ставок муниципальных ветеринаров, здесь минсельхоз и местные власти куда легче прибегают к стрельбе. Других решений министерство не предлагает, и, к сожалению, это удобно для ветеринарных служб».

Что в результате

С такими животными, как собаки, если это не делается в огромных масштабах, от 70% до 80% популяции, вы не сможете преодолеть темпы роста, поэтому стрельба мало что дает. «Животные, которых отстреливают, размножаются в более молодом возрасте и производят больше детенышей. Таким образом, в районе, где ведется стрельба, популяция растет», – говорит доктор Моше Рафаэлович, главный ветеринар Большого Тель-Авива. По его словам, изначально истребленное поголовье заполняется более молодыми и плодовитыми собаками.

Реакции

Управление природы и парков ответило на публикацию: «Деятельность проводится в соответствии с законом с целью снижения распространения бешенства среди диких животных. На Западном берегу вся эта деятельность осуществляется в соответствии с военным судебным предписанием».

Фото: пресс-служба полиции

В 2022 году в Иудеи и Самарии начал работать специальный инспектор, цель которого – помочь фермерам справиться с ущербом, наносимым сельскому хозяйству бездомными собаками. Что касается утверждения, что мертвых собак не убирают, власти говорят, что делают это только при подозрении на бешенство. При этом сколько именно убрали, не говорят.

Из ЦАХАЛа ответили: «Обращение с бродячими собаками на Западном берегу осуществляется инспекторами гражданской администрации, уполномоченными и обученными для этого в соответствии с законом, применявшимся в этом районе до ввода сил ЦАХАЛа, в пределах юрисдикции израильских региональных советов и в соответствии с предписаниями военного командования. В соответствии с законодательством и процедурами, отстрел производится только в крайнем случае, когда невозможно поймать бесхозное животное, которое, возможно, является носителем бешенства. Количество бездомных собак, застреленных на Западном берегу в 2022 году, связано с их большой численностью в этом районе».

Что можно сделать

Альтернативный убийству способ называется CNVR (Collect, Neuters, Vaccinate and Return). Этот процесс был успешно реализован в Индии, Непале, Шри-Ланке, Румынии и других странах. Собаки проходят медицинское обследование перед стерилизацией, а после процедуры их помечают, чтобы не ловить для стерилизации повторно.

«Я лично знаю команду, которая проводила этот метод в Раджастхане, – говорит зоолог Дрор Бен-Ами. – И если они могут сделать это в Индии, то мы, безусловно, можем организовать подобное в Израиле».

В прошлом году законодатели Ясмин Фридман, Шарен Хаскель, Йорай Лахав-Эрцану и Алон Таль пытались способствовать использованию метода CNVR. Однако их законопроект под разными предлогами не был вынесен даже на первое голосование в кнессете. В частности, чиновники министерства спросили, кто будет нести ответственность, если собаки, которые были пойманы и возвращены в дикую природу в рамках программы, впоследствии нападут на кого-то. Ассоциация ветеринаров местных органов власти также выступила против законопроекта и опубликовала сообщения в социальных сетях, предупреждая о «пришествии бешенства» и настаивая на том, что «это безумие должно быть остановлено».

«Ветеринары местных властей напуганы тем, что, если не будет бездомных собак, они останутся без работы», – считает доктор Хилик Маром, бывший председатель Израильской ветеринарной ассоциации домашних животных, присутствовавший на слушаниях.

Другое возможное решение – отлов бездомных собак и передача их в питомники для потенциального усыновления. Но за последние два года в Израиле значительно снизилось число приема собак людьми как из питомников местных органов власти, так и из питомников некоммерческих организаций наряду с резким увеличением числа коммерческих продаж породистых собак, которые за последние три года взлетели на десятки процентов.

Оборот этой отрасли в прошлом году превысил 100 миллионов шекелей, почти все – наличными и «под столом». По оценкам, 20 тысяч таких собак были проданы в прошлом году в рамках неконтролируемой и несанкционированной индустрии разведения, в которой животных часто содержат в ужасных условиях.

Яэль Аркин, директор организации «Дайте животным жить», уверена: чтобы сократить популяцию бездомных собак, продажи собак в Израиле необходимо значительно сократить, в том числе путем запрета на их ввоз и введения налога на покупку и продажу собак – эти два решения могут быть объединены.

Фото: пресс-служба полиции

«В рамках процесса CNVR, – говорит она, – собаку необходимо оценить на предмет пригодности для усыновления, чтобы более дружелюбных собак отдать на «усыновление», а менее дружелюбных возвратить в дикую природу после кастрации и вакцинации.

Сегодня государство не запрещает убийство собак и не продвигает более гуманные решения для борьбы с бездомными собаками. Тем не менее общественность также несет определенную ответственность. Каждый человек, покупающий собаку, вместо того чтобы взять ее из приюта, должен знать, что он отправляет другую собаку на смерть, зачастую – на смерть мучительную. Я думаю, что каждый такой покупатель должен посмотреть на себя в зеркало и провести самоанализ. Не так ведут себя люди, которые искренне любят собак».

Том Левинсон, «ХаАрец». Н.Б. √ Фото: пресс-служба полиции



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *