Статьи

«Консул сказал, нас сейчас депортируют…» Что такое «свежий брак» и почему о нем мало кто знает?

Чуть больше года назад Алексей и Полина поженились в России. С началом войны в Украине пара начала искать, в какую страну уехать. Как и многие молодые люди, они рассматривали как варианты Грузию или Казахстан. Полина, у которой было право на репатриацию в Израиль, задалась вопросом, можно ли ее мужу репатриироваться вместе с ней, и в одном из многочисленных чатов нашла ответ: нужно ехать по процедуре «свежего брака».

Почему об этой возможности знают немногие и даже не все сотрудники МВД? «Потому что до экстренной репатриации процедура была не так востребована», – объясняет «Деталям» Полина (по ее просьбе не указываем фамилию), создатель и руководитель телеграм-форума «Свежий брак. Израиль».

– Люди, которые недавно поженились, просто дожидались, когда их браку исполнится год в стране исхода, после чего вместе шли на консульскую проверку, получали визу и репатриировались. С началом экстренной репатриации люди начали задаваться вопросом, могут ли они приехать вместе, если их браку всего несколько месяцев. И оказалось, что могут! Эта процедура даже описана на сайте МВД Израиля, датируется эта публикация 2005 годом.

– При такой репатриации супруг-нееврей получает гражданство не сразу. Чем же тогда этот процесс отличается от СТУПРО?

– Процедура «свежего брака» предназначена для пар, которые поженились менее чем за год до репатриации. А СТУПРО – процедура для брака, заключенного между иностранцем и гражданином Израиля. Также они отличаются по длительности процесса. И в данный момент при процедуре оформления «свежего брака» супругу-нееврею сразу выдают визу А5. При СТУПРО сначала дают рабочую визу.

Год – минимальное условие для того, чтоб супруг-нееврей сразу получил гражданство. Если браку лишь несколько месяцев или недель, МВД Израиля захочет убедиться, что он не фиктивный. Поэтому супругу-нееврею дается виза А5, через год после получения этой визы пара проходит собеседование, и в случае его успешного прохождения супруг-нееврей получает гражданство и статус репатрианта. Если же за этот год комиссия МВД все еще не приняла решения и у нее сохранились возможные подозрения, она может продлить визу еще на год.

– Возникают ли проблемы при такой процедуре?

– Если люди приезжают вместе, проходят консульскую проверку и потом идут в МВД, то проблем не возникает. Но есть несколько моментов, где могут быть сложности.

Если супруги не проходили консульскую проверку вместе, соответственно, у супруга-нееврея нет одобрения от Бюро по связям «Натив», поэтому паре нужно получить разрешение на получение статуса репатрианта уже в Израиле. А это делается только в главном отделении «Натива» в Иерусалиме и занимает немало времени. МВД не может принять заявление от пары, пока нет одобрения от «Натива», и тогда процесс получения визы А5 может занять шесть-восемь месяцев.

Если же пара едет вместе, таких проблем не возникает. МВД относится к ситуации с пониманием и выдает визу. Конечно, в разных городах это происходит по-разному. Где-то это занимает один день, а где-то – три-четыре месяца, но визу всегда выдают.

Отказать они не могут – но могут тянуть время. Бывает, МВД беспричинно задерживает выдачу визы, это может затянуться до четырех месяцев, и второй супруг находится в стране без права на работу.

Часто встречается пренебрежительное отношение со стороны консулов к таким парам. Я понимаю, что они хотят проверить брак на фиктивность, но есть очень неприятные ситуации. Например, моему мужу сказали: зачем вы приехали, вас сейчас депортируют, нет такого понятия «свежий брак». Это было неприятно слышать. И не только мы одни столкнулись с таким отношением. Либо они делают это специально, либо просто не знают о такой процедуре.

– На какие еще нюансы стоит обратить внимание?

– Нужно знать, что у супруга-нееврея в первые полгода по визе А5 отсутствует медицинская страховка. Можно «прикрепиться» к супругу в больничной кассе, но не всегда сотрудники касс понимают, почему у человека есть «еудат зеут» (израильское удостоверение личности), но нет страховки? Также можно оформить туристический частный страховой полис, но он дорог, особенно для новых репатриантов. Поэтому многие просто полгода живут без медицинской страховки.

Также пары сталкиваются с проблемой открытия совместного банковского счета: сотрудники банков отказывают людям с визой А5. Все льготы получает только один член семьи, корзина абсорбции рассчитывается и выплачиваются только на одного. Даже «арнона» (муниципальный налог на жилье) делится пополам, то есть скидка будет только на половину квартиры. Так что с финансовой точки в первое время очень непросто.

– Вы не пожалели, что приехали по такой процедуре? Не стоило ли переждать год в третьей стране, как делают другие пары?

– Я рада, что мы пошли этим путем, а не поехали в третью страну. Это помогает лучше ассимилироваться в Израиле. Мой муж работает в гостинице, я поступаю на образовательную программу и учу иврит. В конце мая мы, одни их первых приехавших по «свежему браку», пойдем в МВД на финальное собеседование для получения статуса репатрианта для мужа.

Юлия Чепелева, «Детали». Фото: Unsplash √



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *