Молдова – государство, зависимое от поставок российского газа и электричества. Осенью 2022 года страна столкнулась с серьезнейшим энергетическим кризисом: российский «Газпром» на треть снизил поставки, а Украина из-за войны их просто прекратила. За прошлый год цена газа в Молдове для потребителей выросла почти в семь раз, электроэнергии – в четыре раза.
Власти обещали населению компенсировать затраты, а члены и сторонники Движения за народ, частью которого является пророссийская партия «Шор», проводят антиправительственные митинги и шествия. Требования – оплатить всем жителям Молдовы счета за коммунальные услуги. В противном случае оппозиционеры пообещали сделать все, чтобы «воля народа была соблюдена». Власти Молдовы восприняли эту обтекаемую формулировку как анонс беспорядков.
– «Шор» – партия бизнесмена Илана Шора, в 2019 году бежавшего из страны, потому что его обвиняют в причастности к выводу в 2014 году миллиарда долларов из трех на тот момент подконтрольных ему банков. Сейчас он живет в Израиле и удаленно дирижирует протестами, – комментирует ситуацию «Деталям» журналист «Дождя» Владимир Соловьев, живущий в Кишиневе. – У него здесь есть Марина Таубер, вице-председатель партии «Шор», которая выводит на улицы Кишинева преимущественно пожилой контингент. Это наблюдается с прошлого года. И, в общем, причина для недовольства у людей есть, особенно у малоимущих.
Я, например, получил счет за январь за газ в размере 500 евро. А представьте тех, кому из своей пенсии в 100 евро необходимо каким-то образом оплатить счет, эту пенсию превышающий? Они, конечно, имеют право возмущаться. Партии, ведущие людей на протест, принято относить к левому флангу. На самом деле они, безусловно, связаны с Москвой и не скрывают этого, наоборот, даже подчеркивают.
Илан Шор в прошлом году с целой делегацией летал в Москву, встречался с главой думского комитета по международным делам Леонидом Слуцким, который обещал им каким-то образом добиться снижения цен на газ. Разыгрывается нехитрая комбинация по стандартной технологии. Россия этим ржавым инструментом пользовалась давно. Но ей не удавалось здесь ничего в этом поле добиться, потому что Илан Шор – это отнюдь не все молдавские лидеры.
Я подходил на улицах к пенсионерам, которые стоят в агитационных палатках и зовут всех на митинг. Они не хотят говорить на камеру и довольно агрессивно себя ведут, когда начинаешь задавать им вопросы. Есть люди, которые вышли во многом от безысходности. Не то чтобы это был его электорат, но, в принципе, и «за гречку» тут протестует очень часто и очень много людей.
Москва, конечно, хотела бы добиться, чтобы Майя Санду и ее правительство перестали рулить страной. В начале войны нынешняя молдавская власть очень аккуратно высказывалась в отношении России, подчеркивая свой нейтралитет. Но чем дальше, чем больше вскрывалось в Украине Буч, Ирпеней и других преступлений, тем более ужесточалась позиция молдавского руководства. И чем очевиднее, что Россия в этой войне победу одержать не может, что до Одессы она не дойдет (чего еще весной 2022 года опасались), тем радикальней становится позиция кишиневских властей. Отношений с Москвой сейчас у Кишинева нет никаких, они сведены на уровень послов. Если какие-то ракеты пролетели над молдавской территорией, посла России вызывают в МИД Молдовы. Если Россия что-то хочет сообщить Молдове, посла Молдовы зовут в МИД России. Всё.
С осени 2021 года по сегодняшний день Молдова столкнулась с целым набором кризисов. Энергетический, поскольку цены на газ взлетели везде. А из-за цен на энергоносители подорожали и все прочие товары. Кризис беженцев. Сопутствующий войне кризис – экономический, из-за того что логистические цепочки разрушены и такие традиционные рынки для молдавских сельхозпроизводителей, как Россия и Беларусь, в общем, потеряны, потому что транспортировка сельскохозяйственной продукции резко подорожала и усложнилась.
– Накануне протестов в воскресенье Генеральная инспекция полиции (IGP) Молдовы предотвратила операцию, запланированную спецслужбами РФ на 12 марта. Об этом заявил глава Национальной полиции Виорел Чернэуцяну. По его словам, десять организованных групп по пять-десять человек в каждой из числа спортсменов или лиц, имеющих судимости, должны были начать стычки с полицией на разных участках митингов, чтобы затем в них втянулось больше народу. Каждому из них было обещано за это вознаграждение, вплоть до 10 тысяч долларов на человека. Им также была обещана адвокатская поддержка, а координатор групп, россиянин, должен был в течение этого времени организовать брифинги и поддерживать связь с ними. В ходе полицейской операции в субботу, 11 марта, были задержаны 25 участников предполагаемых групп, они начали давать показания. Можно ли верить в это?
– Вниманию публики был представлен некий фильм, в котором люди с заштрихованными в кадре лицами говорили, что прибыли сюда и готовят какие-то прорывы оцепления полицейских… Однако в истории Молдовы уже были ситуации, когда Москва пыталась на нее повлиять. И в 2005 году, когда президентом здесь был небезызвестный Владимир Воронин, Москва пыталась добиться отстранения его от власти, и во время выборов сюда приезжали группы разных людей, в том числе завозивших деньги в попытках организовать нечто подобное. Это может быть правдой.
Уверен ли я в этом на 100%? Нет. Но, если учитывать опасения Москвы, что с нынешней молдавской властью Приднестровье, важный для Москвы регион, попадет под еще большую угрозу, то я бы сказал, что Москва вполне может пытаться действовать подобными методами – засылать кого-то в страну или пытаться поднять местных активистов, связанных с Шором, на радикализацию протестов. Вот только не похоже, чтобы это у них получалось.
– По сообщениям Марины Таубер, она вывела на улицы 70 тысяч человек. Полиция же говорит о 2,5 тысячи.
– Ну, может быть, 5 тысяч там было, и то я не очень уверен. В прошлом году им удавалось выводить до 10 тысяч. 70 тысяч не было. Ни разу партии «Шор» не удавалось вывести такое количество. Вообще, избиратель этих партий не пассионарен. Левые здесь никогда не добивались своего через улицу.
Предположим, вышли 7 тысяч – это уж точно не то количество, которое способно радикально изменить ситуацию. Протесты уже несколько раз заканчивались ультиматумами: «Скажите нам в течение 24 часов, согласны ли вы оплатить счета за три месяца всем гражданам страны?» Но власть просто не обратила внимания, и дальше ничего не произошло.
– А почему они вениками машут на протестах?
– «Вымести эту власть». При этом оппозиционеры – «Шор», партия социалистов, да и коммунисты тоже – ни одна из этих партий четко свою позицию в отношении войны не высказала. Не исключено, что есть некий план по дестабилизации, о котором Санду предупредил Зеленский. Потом это подтвердила Санду, напрямую указав на «Шор» и назвав ее преступной организацией (хотя партия в Молдове не запрещена). То, что план может существовать, я не исключаю. Российские спецслужбы раньше и Украиной занимались и, как теперь понятно, не сумели оценить ситуацию. В Молдове вполне возможно то же самое.
Например, недавно снова в публичном поле появился человек, которого зовут Григорий Карамалак. Это преступный авторитет, много лет назад уехавший в Россию. Там ему дали российское гражданство и время от времени дают высказаться о молдавской политике. Я стопроцентно знаю, что этот человек не только плотно связан с ФСБ, но и говорит, когда ему звонят с Лубянки. Тексты ему, скорее всего, на Лубянке и пишут. Но это ржавый, неработающий инструмент. Не получается здесь у Москвы и никогда не получалось. Даже если вспомнить победу Игоря Додона на президентских выборах в 2016-м, то это была победа не Москвы. Москва вкладывалась в Додона, но победил он, потому что так захотел тогдашний «начальник» Молдовы олигарх Влад Плахотнюк (фигурирует в санкционном списке министерства финансов США вместе с Иланом Шором по обвинению в коррупции. – Прим. «Деталей»). А выигрывать вчистую, проворачивать здесь свои комбинации у Москвы не получалось никогда.
Даже когда президентом страны стал Владимир Воронин, в начале 2000-х пришедший к власти под лозунгами вхождения Молдовы в союз России и Белоруссии, предложенный Москвой план Козака по объединению Молдовы и Приднестровья в 2003 году Воронин отверг, чем сильно обидел Путина. Молдова – это череда постоянных провалов российской внешней политики, точнее, той части, которая сидит возле «Детского мира» и полагает, что она может все (возле «Детского мира» на улице Лубянка в Москве расположено здание ФСБ России. – Прим. «Деталей»).
– Как полиция реагирует на уличные протесты?
– Последняя акция закончилась десятками задержаний. Раньше так жестко не реагировали. Задерживают, составляют протоколы. Пограничная полиция тоже бдит, и подозрительных лиц не впускают в страну. Причем не только россиян – и сербам, и черногорцам отказывали во въезде за последние месяцы, после того как было объявлено, что у Москвы существует некий план дестабилизации. Поэтому силовые структуры сейчас работают в несколько ином режиме, чем это принято в Молдове. Обычно митинги здесь проходили совершенно свободно. Теперь реагируют иначе.
Нателла Болтянская, «Детали». На фото: демонстрация Движения за народ и партии «Шор». Фото: AP Photo/Aurel Obreja √