Даже у тех, кто счастливо улыбается, слыша о продвижении реформы, улыбка наверняка исчезнет с лица, когда они в следующий раз придут в супермаркет. Потому что, как ни называй происходящее, то, что происходит, начинает реально бить нас по карману.
Тяжелый и болезненный экономический ущерб, о котором говорили эксперты, уже нанесен. Мы, правда, еще не дошли до крайности – до панического изъятия средств из банков, но волна подорожания уже захлестывает нас и грозит превратиться в цунами еще до Песаха. Компании одна за другой сообщают о росте цен на производимую или импортируемую ими продукцию.
Свой вклад в подорожание внесли даже те, кто официально не объявлял о повышении цен. Например, в супермаркетах все труднее найти пиццу «Мааданот» компании «Тнува» – вместо нее предлагают «Мама Миа», которая весит меньше, зато стоит на 25% дороже.
Не во всех, но в большинстве случаев взлетевшие цены тесно связаны с последними законодательными инициативами правительства, с выражаемыми во всем мире опасениями перед ущербом, который будет нанесен израильской демократии, и с бурными демонстрациями по всей стране. Все это повышает нестабильность, которая влияет на обменный курс шекеля, приводит к росту инфляции, а ответом на этот рост становится повышение процентных ставок.
Еще и месяца не прошло с тех пор, как шекель, и не случайно, был одной из самых сильных валют в мире. Израильской экономике удалось сохранить исключительную стабильность в условиях бушующей в мире глобальной инфляции, которая даже в передовых странах Запада достигла двузначных чисел. Но потом все изменилось: депутаты от коалиции пренебрегли суровыми предупреждениями экономистов о негативных последствиях юридической реформы, и эти последствия не заставили себя ждать.
Фондовый рынок начал снижаться, понижения перешли в падения, и все это на фоне положительной тенденции на многих зарубежных рынках капитала. Шекель получил сильный удар, инфляция, которая, как все ожидали, наконец-то отступит ввиду непрерывного повышения процентной ставки, снова выросла, и это заставит Банк Израиля вновь повысить ставку.
Снежный ком не обойдет стороной никого из нас – ни правых, ни левых, ни светских, ни ультраортодоксов, ни сторонников, ни противников реформы. Он не минует никого из взявших ипотечные ссуды, никого из тех, кто делает покупки в супермаркетах.
Как оправдать повышение цен?
Это совсем несложно. Тут, наверно, уместно напомнить, что при укреплении доллара цены на сырье и импортную продукцию растут, и это отличный повод обновить цены в сторону повышения, не так ли?
Так вот, не совсем так. И у импортеров, и у производителей есть запасы, за которые они заплатили по старым ценам. Кому-то этих запасов хватит на пару-тройку недель, кому-то – еще на многие месяцы, но уже сегодня у и тех и у других есть отличный повод поднять цены. Вскоре к ним присоединятся и те, у кого нет ни малейшей причины просить больше за свои товары и услуги, но это не помешает им поднять цены, просто потому что у них есть такая возможность и их некому остановить.
Что? Кто-то сказал «правительство»? Вы говорите о том самом правительстве, которое вместо обещанной борьбы с дороговизной жизни бросило все силы на продвижение судебной реформы в законодательной комиссии и в кнессете?
Лиат Рон, Walla. Фото: Офер Вакнин √