Статьи

Из стены «коалиции мечты» Нетаниягу выпал первый кирпич

На фоне растущей кучи плохих новостей, накопившихся при шестом правительстве Биньямина Нетаниягу, на этой неделе наконец произошло одно положительное событие: отставка заместителя министра Ави Маоза, который представляет фундаменталистскую гомофобную партию «Ноам».

Как и многие до него и после него, Маоз также обнаружил, что политические обещания премьер-министра Нетаниягу предназначались для решения сиюминутных проблем, а не для того, чтобы их действительно выполнить.

Коалиционное соглашение, подписанное Нетаниягу и Маозом, обещало углубить религиозное влияние в государственной системе светского образования, неформальные образовательные программы которой были поручены «Ноаму» наряду с созданием Управления еврейской национальной идентичности.

Предполагалось, что это станет первым шагом в продвижении идеи Маоза о всеобъемлющей борьбе против «ядовитых сил постмодернизма».

В своем заявлении об уходе из правительства Маоз сокрушался, что ни одно из данных ему обещаний не было выполнено: «не было серьезного намерения» создать учреждение, которое бы пыталась вернуть нас в Средние века, и даже обещание «вернуть отца и мать в официальные бланки министерств» так и не реализовалось. «Родитель 1» и «Родитель 2» останутся на месте.

Помимо торможения планов религиозного диктата раввина Цви Тау и его учеников, отставка Маоза – если она действительно вступит в силу – вселяет большие надежды. Из стены крайне правой «коалиции мечты» Нетаниягу выпал первый и самый фанатичный кирпич.

И это происходит как раз в то время, когда обнажается слабость Нетаниягу как лидера, подвергшегося остракизму со стороны международного сообщества, беспомощного перед лицом волны протестов против его плана превратить Израиль в диктатуру и надвигающегося экономического коллапса, вызванного его государственным переворотом. И теперь в дополнение ко всему Западный берег охватило пламя, которое действительно зажглось во время «правительства перемен», но Нетаниягу добавил туда в изобилии горючего и взрывчатки.

Коалиционное большинство Нетаниягу достаточно твердо, и он может провести в кнессете законы о перестройке судебной системы. Но его партнеры по коалиции видят его слабости. Они обнаружили, что их обещания избирателям не выполняются, поэтому грозят ему кризисами, доводят дело до грани и предлагают неудобные ему законы – и все это всего за два месяца существования молодого правительства.

Идеологическая идентичность нынешнего правого правительства более шаткая, чем это казалось в день инаугурации. Стремление Нетаниягу разрушить страну в качестве наказания за его уголовный процесс оказалось сложнее в реализации, чем он ожидал.

Трюки, уловки и игры, призванные заработать еще один день и еще один заголовок – фиктивное голосование по бюджету в правительстве, организованное, чтобы уложиться в срок, обещания американцам, египтянам и иорданцам обуздать поселенцев и смягчить режим оккупации, от которых сразу же отказались, – все это напоминает более поздние этапы жизни израильских правительств.

И что хуже всего, Нетаниягу будет трудно сплотить общественность вокруг себя, если ситуация с безопасностью перерастет в широкомасштабный конфликт с палестинцами или в обострение отношений с Ираном и «Хизбаллой».

Его авторитет также будет подорван в глазах руководителей силовых ведомств, которых он на днях отправил в Акабу с пустыми обещаниями. Нетаниягу почти наверняка возложит на них вину за жестокую волну насилия на Западном берегу. Нетаниягу никогда не брал на себя ответственность за неудачи или непопулярные действия. Он всегда прятался за козлами отпущения и наверняка поступит так и сейчас.

Рабочая стратегия протестного движения вытекает из этой ситуации – выиграть время, пока правительство не рухнет под давлением разногласий между партнерами или потому что Нетаниягу решит заключить сделку о признании вины и подаст в отставку.

Он не может одновременно угодить своим крайне правым партнерам и американским и арабским союзникам, от поддержки которых зависит безопасность Израиля. Он не может печатать неограниченное количество денег для ультраортодоксов во время экономического кризиса, что нанесет ущерб избирателям «Ликуда».

Тем не менее оппозиция не может победить правительство голосованием в кнессете, по крайней мере до тех пор, пока из него не начнет падать больше кирпичей. Поэтому протесты должны продолжаться и даже усиливаться. На данный момент отставка Маоза не подрывает основы коалиции Нетаниягу, но пробивает в ней первую трещину и вселяет надежду на то, что за ней последуют другие.

Алуф Бен, «ХаАрец», И.Н. На снимке: Нетаниягу и Маоз. Фото: GPO √

Читайте также

План по превращению Израиля в религиозное государство: как он родился и осуществляется



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *