На сегодняшний день аналитики полагают, что базовая процентная ставка в США, которая по итогам февральского заседания была увеличена на 0,25% – до уровня 4,5-4,75% годовых, будет повышена Федеральной резервной системой примерно до 5% в рамках борьбы с инфляцией. Ожидание дальнейшего повышения ставки давит на фондовые рынки, доходность облигаций резко выросла после восьми повышений ставки, но что будет, если ключевая ставка вырастет не до 5%, а как минимум до 8%?
Инфляция в США замедляется, но не так быстро, как хотел бы регулятор после восьми повышений ключевой ставки. Рост цен в стране существенно замедлился к январю 2023 года (до 6,4%) по сравнению с июнем 2022 года, когда инфляция достигала 9,1%, однако по-прежнему существенно выше 2-процентного целевого показателя. Кроме этого, к этому моменту аналитики ожидали более существенного замедления инфляции.
На данном этапе трейдеры видят примерно 50-процентную вероятность того, что Федрезерв повысит ставку до 5,25-5,5% к июлю этого года, и 29%-процентную – что уровень ставки окажется еще выше. Насколько выше? Вплоть до 8%, как это было в 1990 году, когда годовая инфляция в США ускорилась до 6%.
Дело в том, что у центробанков есть два подхода к осуществлению монетарной политики: использование правил и дискреционное принятие решений. При этом у экономистов нет четкого ответа, какой из подходов предпочтителен.
При использовании монетарных правил, самое известное из которых – «правило Тейлора», в случае отклонения ключевых макроэкономических переменных от целевых ориентиров центральный банк действует на основе формул. Согласно «правилу Тейлора» при повышении инфляции на 1% номинальная процентная ставка должна быть увеличена более чем на 1%.
Дискреционная политика заключается в принятии экономических мер на основании решений ответственных лиц, а не на основе заранее определенного правила. Таким образом, дискреционная политика не предусматривает никаких обещаний относительно будущих мер и даже не гарантирует принятие одинаковых монетарных решений в похожих ситуациях.
Доминик Двор-Фреко, бывшая научная сотрудница Федерального резервного банка Нью-Йорка, а ныне старший аналитик Macro Hive полагает, что на основе правил ключевая процентная ставка Федеральной резервной системы США должна достичь 8% для возвращения инфляции к целевому значению.
«Сейчас США менее восприимчивы к ужесточению денежно-кредитной политики, чем десять лет назад, за счет сокращения долга домохозяйств. Ужесточение было недостаточным для того, чтобы оказать достаточное влияние даже на такие чувствительные к уровню ставки рынки, как рынок жилья», – отметила Двор-Фреко (цитата по MarketWatch).
Пять экономистов, включая Майкла Фероли из J. P. Morgan Chase и Питера Хупера из Deutsche Bank AG, полагают, что ключевая ставка может подняться до 6,5% во второй половине 2023 года. В своем 55-страничном докладе они отметили, что руководство американского Центробанка по-прежнему придерживается слишком оптимистичного прогноза для американской экономики и что побороть инфляцию, не вызвав хотя бы умеренной рецессии, едва ли удастся.
Рост ключевой ставки до 6-8% может стать неприятным сюрпризом для фондовых рынков, которые болезненно реагируют на рост процента. Кроме того, это приведет к резкому росту доллара и доходности долларовых облигаций, что заставит инвесторов начать активно избавляться от акций на волатильных фондовых рынках и приобретать казначейские ценные бумаги.
Банк Израиля будет вынужден в этом случае продолжить повышение ключевой ставки, так как растущий доллар приведет к дальнейшему росту инфляции. Это еще более повысит стоимость кредитования, приведет к росту дороговизну жизни и повысит вероятность экономического спада, так как основной двигатель израильской экономики – потребление.
Юрий Легков, НЭП. Фото: Pixabay √