Возможно, еще рано говорить о начале третьей интифады на Западном берегу. Но уже можно констатировать, что у ЦАХАЛа и служб безопасности Израиля нет ни средств сдерживания, ни плана действий на этот случай.
Нет военного пути – операции, ликвидации, всеобщей блокады, который мог бы остановить вооруженное восстание на Западном берегу. Потому что нет центрального командования, рассылающего указания террористам.
Нет ни террористической инфраструктуры, ни заводов по производству «Кассамов», ни складов боеприпасов, ни туннелей – никаких объектов, которые можно было бы внести в «банк целей».
Что есть в этом районе, так это несколько десятков высокомотивированных вооруженных молодых людей, которым надоело центральное руководство основных палестинских организаций и особенно Палестинской администрации.
Эти люди основали группировку «Львиное логово» в Шхеме и послужили источником воодушевления для аналогичной организации в Дженине.
Во времена Второй интифады ЦАХАЛ и ШАБАК описывали эти два города как места жительства террористов-самоубийц, для которых смерть и самопожертвование – обычное дело.
Но если в прошлом они принадлежали к крупному движению или суперорганизации – ХАМАСу, «Исламскому джихаду» или даже «Бригадам мучеников Аль-Аксы» ФАТХа, то сейчас вооруженные боевики «Львиного логова» не получают «приказов сверху» от военного или политического крыла центральных палестинских организаций.
В Израиле считают, что они получают финансовую помощь от изгнанного лидера ХАМАСа Салаха аль-Арури. Но он, конечно, не является движущей силой и не дает указаний.
Это, без сомнения, местная организация, чье главное объединяющее и вдохновляющее послание звучит так: боритесь с оккупацией и избавьте молодежь Западного берега от отчаяния.
Другими словами, все, что не сделают Палестинская автономия, ХАМАС или «Исламский джихад», эти группировки берутся сделать своими силами.
Число этих вооруженных молодых людей сейчас оценивают в несколько десятков. Но не будет преувеличением предположить, что события последних нескольких месяцев и действия ЦАХАЛа в Шхеме и Дженине, в ходе которых было убито не менее 20 палестинцев, побудили действовать людей не только из Шхема и Дженина, но и из других городов на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме.
Погром, устроенный поселенцами в палестинской деревне Хавара 26 февраля, только поможет террористам вербовать новых боевиков.
Такова реальность, новая и отличающаяся от Первой и Второй интифад. Первая интифада завершилась подписанием соглашений в Осло, что привело к волне кровавого терроризма со стороны ХАМАСа, который не был готов к тому, чтобы его вытеснили прочь.
Вторая интифада закончилась после того, как Израиль убил двух лидеров ХАМАСа – шейха Ахмеда Ясина и его преемника Абдель-Азиза Рантиси – в течение месяца в марте-апреле 2004 года.
Руководство движения было шокировано и обеспокоено тем, что продолжение терактов смертников может привести к ликвидации всей политической верхушки ХАМАСа.
Ликвидация политического руководства (в отличие от ликвидации военных лидеров, которым тут же находились преемники) вынудила движение ХАМАС изменить свою стратегию. ХАМАС выиграл выборы 2006 года в Палестинской автономии, а затем в 2007 году захватил власть в секторе Газа. И началась совсем другая история.
Важно понять следующее. Все угрозы разрушения и опечатывания домов террористов, а также законопроект о смертной казни для них не только не сдерживают тех, кто решил сражаться до последней капли крови. Наоборот, они могут побудить наиболее отчаявшуюся палестинскую молодежь присоединиться к локальным террористическим организациям в Шхеме, Дженине, Хевроне и Восточном Иерусалиме.
Премьер-министр Биньямин Нетаниягу впервые в своей политической карьере был втянут в популистские игры министра Итамара Бен-Гвира, которого он назначил ответственным за национальную безопасность Израиля.
Сразу после автомобильного теракта в иерусалимском районе Рамот, совершенного Хуссейном Караке, Нетаниягу поспешил принять лозунг Бен-Гвира и объявил, что ускорит опечатывание дома террориста.
Вскоре стало известно, что нападавший был психически болен (он лечился в психиатрической клинике и за сутки до теракта пережил психотический приступ. – Прим. «Деталей»). ШАБАК обратился в министерство национальной безопасности с просьбой не опечатывать дом. Но Бен-Гвир отмахнулся от этой рекомендации. Если у него в руках есть такой замечательный метод сдерживания, то зачем слушать ШАБАК? Почему бы не опечатать дом?
Вот только метод не сработал. За этим терактом последовали другие.
Бен-Гвир проводит опасную политику, и Нетаниягу, к сожалению, ему потакает – как с опечатыванием домов, так и с предложениями ввести смертную казнь для террористов.
Даже сторонники смертной казни наверняка понимают, что будет здесь в тот день, когда военный трибунал вынесет первый смертный приговор осужденному террористу, что станет с огромной пороховой бочкой, которая грозит взорваться и поджечь территории.
Все знают, что произойдет с Израилем на международной арене – и с нашей национальной личной безопасностью.
Так что, может быть, пора перестать говорить лозунгами Бен-Гвира и компании? Стоит вернуться и поговорить об эффективных способах остановить третью интифаду – или как она там будет называться.
О политическом решении вообще нечего говорить, но, может быть, мы включим минимальные зачатки здравого смысла и поймем, что операции в Шхеме и Дженине средь бела дня, не изощренные и не изобретательные, закончившиеся смертями десятков палестинцев, – это не способ остановить следующую атаку, а как раз наоборот?
Шломи Альдер, «ХаАрец», «Детали», Д.Г. Фото: AP Photo/Nasser Nasser √