Статьи

Сколько в Израиле аварийных зданий? Да какая разница!

Сколько опасных построек сегодня в Израиле? На этот вопрос не способны ответить в правительстве. Насколько велика опасность для населения? Пока не ясно. Как именно определяют аварийное здание? И на этот вопрос пока нет однозначного ответа. Пока не произошло трагедии…

Прошло три недели после обрушения жилого дома в Холоне, более месяца после обрушения здания в Рамат-Гане, а шоу все продолжается. На прошлой неделе жители трех жилых домов – в Бейт-Шемеше, Иерусалиме и Раанане – были эвакуированы из-за угрозы обрушения. Впрочем, канцелярии премьер-министра удалось собрать на заседание представителей министерств строительства и внутренних дел, а также Управления по обновлению городского жилого фонда. На следующей неделе эта межминистерская комиссия должна снова собраться, чтобы принять начальные решения в данной сфере.

Но из бесед с экспертами складывается впечатление, что никого из участников не радует перспектива проведения проверки всех зданий старого жилого фонда на предмет аварийности. Ни одно министерство не хочет брать на себя такое. Нужны бюджеты на ремонт аварийных зданий, которые будут выявлены в ходе проверок. А также на мониторинг и правильную эксплуатацию этих зданий. Этих денег, конечно, нет даже в проекте.

Министр жилищного строительства Зеэв Элькин пообещал «после праздников» провести общенациональную проверку и картирование опасных зданий. Но обращение TheMarker в министерство строительства показало, что здания рушатся, а проверка еще не началась. Фактически, возможности правительственных органов по проведению такой проверки ограничены, они зависят от сотрудничества с местными властями, многие из которых не располагают нужными данными и вообще не инициируют проверок состояния зданий.

«Министерство жилищного строительства принимает участие в общих усилиях и деятельности правительства. Мы даже внесли предложение о том, чтобы первичную проверку зданий начал проводить Израильский картографический центр (МАПИ), относящийся к министерству строительства. Эта проверка должна включать все здания выше трех этажей и построенные до 1984 года», – говорится в ответе, который мы получили. Только вот МАПИ может делать оценку только на основании аэрофотосъемки, что позволит выделить порядка 350 тысяч зданий. Очевидно, далеко не все они являются аварийными, имеющими инженерные проблемы и опасными для жильцов. Так кто же будет проводить инженерную проверку? Ответ пока не ясен.

Миллион шекелей жителям обрушившегося дома в Холоне

Министерство строительства действительно начало проверять здания, которые находятся в его непосредственном ведении. Они обращались к компаниям, посредством которых осуществляется эксплуатация фонда государственного жилья, чтобы те инициировали картирование и определение степени аварийности старых зданий. Об этом нам также сообщили официально. Однако отчета об этой проверке пока нет, данные не обнародованы, а выделение миллионов шекелей на укрепление и ремонт государственного жилого фонда еще не утверждено в государственном бюджете.

Элькин также пообещал жильцам обрушившегося в Холоне дома финансирование в один миллион шекелей, чтобы они могли сами выбрать застройщика и быстро утвердить проект по восстановлению здания. Министр пришел к договоренности с мэром Моти Сасоном о выделении этого миллиона, однако местные газеты в Холоне сообщили в конце прошлой недели, что деньги не могут быть выданы по бюрократическим причинам. Юридический отдел минстроя не может найти способ оформить выделение денег на проектировку нового здания и временную – в порядке исключения – оплату аренды для жильцов. Впрочем, они говорят, что ищут решение вместе с министерством внутренних дел. Причем этот вопрос получил высокую приоритетность.

Министерство внутренних дел, которое находится в прямом контакте с местными властями, могло бы взять на себя второй этап проверки аварийности зданий. После картирования они могут санкционировать проверку силами муниципальных инспекторов и инженеров. Но МВД не видит себя никоим образом частью этого процесса. Видимо, оно лучше других знает, что сбор достоверной информации от местных властей – не всегда легкая задача, особенно когда речь идет о маленьких или нищих населенных пунктах.

«Проверка аварийности зданий не находится в сфере ответственности Национального управления планирования и министерства внутренних дел», – говорится в ответе на запрос TheMarker. Министерство внутренних дел даже не запрашивало у местных властей официальные данные. Они все свои надежды возлагают на частный рынок. «Национальное управление планирования продвигает различные решения по устранению опасностей, присущих старым жилым зданиям, включая продвижение планов реновации ветхого жилья или – как альтернативу – укрепления зданий в рамках программы «ТАМА-38», которая направлена в первую очередь на укрепление зданий, построенных до 1980 года. Мы создаем специальный протокол для утверждения проектов и сокращения бюрократии, а также определения более высокого процента застройки, чтобы проекты реновации зданий, признанных аварийными, были экономически выгодны для застройщиков», – говорится в официальном ответе МВД.

Трещина в фундаменте? Разбирайтесь сами

Мы послали несколько запросов в муниципалитеты, которые отобрали случайным образом. Общая картина получилась весьма туманной, и она еще больше подчеркивает огромный отрыв богатых городов от бедных. Например, сильные города – Тель-Авив – Яффо, Ришон ле-Цион и Акко – прислали подробный отчет со списками опасных зданий, там все под контролем. Другие города, бедные, такие как Бейт-Шеан, Ор-Йегуда и Лод, даже не удостоили нас ответом. У них нет ни ресурсов, ни инструментов, чтобы провести у себя подобные проверки. Некоторые муниципалитеты не готовы сообщить конкретные адреса, но готовы дать статистику: в Хайфе 800 «опасных зданий», но нет непосредственной угрозы обрушения, в Петах-Тикве около 250 квартир находятся в опасных зданиях, и тоже нет непосредственной угрозы обрушения.

Государственный контролер Матаниягу Энгельман, который посетил место обрушения здания в Холоне, сообщил, что его ведомство работает над составлением специального отчета, который должен показать, как местные власти и правительство решают проблемы ветхого жилья. «Мы не должны дожидаться несчастных случаев, жертв и следственных комиссий, действовать надо безотлагательно», – отметил Энгельман.

Но похоже, что совет госконтролера не будет услышан чиновниками. Пока не произойдет трагедии и не появится грозного отчета либо выводов следственной комиссии, никто даже не почешется. Непонятно, почему МВД не дало срочного распоряжения всем местным органам власти сообщить обо всем ветхом жилье в течение двух недель. Почему правительство до сих пор не созвало экспертов, чтобы хотя бы дать официальное определение, что у нас считается аварийным зданием? И какой должен быть механизм государственного финансирования, чтобы помочь местным властям решить эту проблему?

Какие выводы? Если появилась трещина в фундаменте вашего дома, то вы должны сами искать решение. Особенно если вы живете на периферии, где низкая стоимость земли не позволяет рассчитывать на то, что застройщик туда придет – и ему это будет выгодно.

Из канцелярии премьер-министра в ответ на наш запрос сообщили: «Это вопрос первостепенной важности, так как речь идет об угрозе человеческой жизни. Поэтому стартовала межминистерская комиссия, которая проводит штабную работу с экспертами. На этой неделе пройдет заседание, в котором примут участие специалисты минстроя, Управления по обновлению городского жилого фонда, управления планирования, МВД, минфина и командования тыла. Министерство главы правительства будет сопровождать работу комиссии и всех задействованных в ней структур».

Гили Мельницки, TheMarker Ц.З.˜ Фото: Томер Аппельбаум√



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *