Статьи

Спасти рядового Леуми

Учреждение, которое призвано поддержать нас в старости, немощи и болезни, похоже, само нуждается в спасении. Институту Национального страхования, Битуах Леуми, грозит бюджетный дефицит, чьи темпы роста превысили прогнозы на 43%. В абсолютных цифрах он достиг 4,3 миллиарда шекелей (на 1,3 миллиарда больше, чем предполагали три года назад) и начнет ощущаться уже в 2022 году.

Выплаты придется делать за счет резервного фонда, который формируется с 1980 года и составляет сегодня 206 миллиардов шекелей. Эти деньги закончатся к 2037 году (а не к 2045-му, как нам обещали), и тогда Битуах Леуми полностью прекратит выплату пособий населению. Такую леденящую душу картину нарисовал министр труда и социального обеспечения Хаим Кац.

Кто же разорил Битуах Леуми? Разумеется, мы с вами. Пособия и пенсионные выплаты выросли (правда, мало кто это заметил), а отчисления от граждан, наоборот, сократились. Это при том, что среднестатистический израильтянин отдает в фонд национального страхования примерно пятую часть своего дохода.

Годовой оборот Битуах Леуми составляет 60 миллиардов долларов. С 1980 года в бюджете института образовался профицит (доходы превысили расходы), и излишки собранных взносов стали переводится в государственную казну и вкладываться в гособлигации. Эти суммы составляли около 25 миллиардов шекелей в год — так был сформирован резервный фонд.

Надо заметить, что министерство финансов ежегодно переводит Битуах Леуми около 30 миллиардов шекелей, что составляет примерно половину от взносов, выплачиваемых гражданами. Руководители системы социального страхования считают, что этого государственного участия недостаточно. С 2010 года Битуах Леуми стал уходить в минус и покрывать недостачу за счет процентов от резервных вкладов. Но эти деньги закончатся раньше, чем предполагалось.

Тревожные прогнозы составляются с учетом старения населения и планов правительства увеличить ряд социальных пособий. Самые большие суммы тратятся сегодня на пособия по старости – они составляют около 40% от общей суммы выплат. Для сравнения: пособия по безработице – это всего 4% от пенсионных выплат.

Так называемая харедизация Израиля тоже сыграла свою роль, хотя не такую драматичную, как рисовали демографы. В ультраортодоксальном секторе действительно велика доля получателей пособий на детей и пособий по прожиточному минимуму. Но эта прослойка растет не такими быстрыми темпами, как ожидалось, а в последние годы уровень ее участия в рынке труда вырос в несколько раз.

Большинство обозревателей этой темы деликатно умалчивают, что пособия в Израиле смехотворно маленькие, и жить на них не то что достойно, а просто нормально — практически невозможно. Даже пособие по безработице, на которые люди отчисляют деньги из своей зарплаты, у нас тоже одно из самых низких среди развитых стран (в процентном отношении к зарплате), а условия его получения очень жесткие.

Максимальный срок оплачиваемого периода безработицы – всего 175 дней, в то время как даже в страдающей от кризисов Греции он составляет год, а в Голландии – три года. Неудивительно, что число получающих это пособия сравнительно невелико (в апреле 2018 года оно достигло рекордно низких 3,9 процента). Но и высокая занятость наносит вред Битуах Леуми, поскольку люди в итоге нарабатывают стаж для максимального срока получения пособия.

Получатели целого ряда социальных пособий подвергаются жестким ограничениям и поверкам, начиная с отчетов о денежных накоплениях и кончая визитами проверяющих на дом к инвалидам, недееспособным старикам и матерям-одиночкам. Для этого в Битуах Леуми существует целых два департамента — Отдел расследований и Отдел по координации, выявляющий мошенничество в уголовной сфере и сотрудничающий с полицией Израиля.

Оба эти отдела обходятся налогоплательщикам в круглую сумму, но их деятельность не мешает определенным категориям граждан всячески изворачиваться, обманывая ведомство. Так, среди бедуинок числятся тысячи матерей-одиночек (14,5% от всех женщин общины), в реальности — вторые или третьи жены в полигамных семьях. С учетом количества детей у бедуинов, Битуах Леуми тратит на их пособия около 100 миллионов шекелей в год, или почти 5% от суммы всех пособий по прожиточному минимуму в стране.

Всесильный Отдел расследований, пересчитывающий зубные щетки в доме одинокой матери-репатриантки, предпочитает не вмешиваться в жизнь бедуинских племен. Система взыскания долгов так же не работает, когда дело касается не простых граждан, а миллионных задолженностей кибуцев.

Это лишь пара примеров неэффективности непомерно раздутого бюрократического аппарата Битуах Леуми. Резонно было бы пересмотреть методы его работы и провести сокращения. Но вместо этого министр труда и соцобеспечения потребовал отделить бюджет Института от государства и дать Битуах Леуми еще больше самостоятельности.

Решение Каца не переводить государству избыточные средства приведет к сокращению госбюджета на 20 миллиардов шекелей “главным образом на социальные нужды, образование и здравоохранение”, как отмечают в минфине, но не решит проблему актуарного дефицита в Битуах Леуми.

На практике социальное ведомство получит еще больше контроля над жизнью граждан, одновременно избавившись от контроля со стороны государства.

Более действенные решения – повышение пенсионного возраста и рост налоговых взносов. И если пока говорят лишь о постепенном увеличении возраста выхода на пенсию для женщин — с 62 до 64 лет, то вопрос о взносах – дело практически решенное. В ближайшие годы каждый гражданин заплатит в казну социального страхования в среднем на 3400 шекелей больше, чем платит сейчас.

На фоне надвигающейся катастрофы вряд ли кто-то осмелится требовать повышения пенсий и пособий для таких незащищенных категорий граждан, как репатрианты и пожилые. Главная задача в обозримом будущем – спасти Битуах Леуми.



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *