Статьи

Китай на распутье: помощь Путину может стоить слишком дорого

Президент США Джо Байден сегодня, 18 марта, проведет телефонные переговоры с китайским лидером Си Цзиньпином – в момент, который многие эксперты оценивают как потенциально переломный в отношении Китая к войне в Украине и его роли в мире.

Американская администрация считает, что Россия запросила у Китая военную помощь – утверждение, которое отвергают и Москва, и Пекин. Тем не менее руководство США подозревает, что Си Цзиньпин уже принял решение оказать такую помощь, что может стать переломным моментом в войне. 

Причин для волнения несколько. Хотя Китай воздержался при голосовании по резолюциям Совета Безопасности ООН о вторжении, он риторически встал на сторону Москвы, повторяя российские тезисы, обвиняющие НАТО, и перерабатывая теории заговора о разработке Украиной и США биологического оружия. 

Незадолго до российского вторжения в Украину Владимир Путин и Си Цзиньпин провели личную встречу в Пекине, по итогу которой объявили о продолжении тесного сотрудничества между двумя странами, дружба между которыми «не имеет границ». Одним из столпов такого сотрудничества считается противостояние Москвы и Пекина западному давлению и попытки ограничить влияние США в мире.

«Есть много признаков того, что китайцы за кулисами делают все больше для поддержки России во всех секторах: финансовом, экономическом и военном, – сказал член американской делегации после встречи советника президента по нацбезопасности Джейком Салливаном и его китайским коллегой в начале этой недели. – Это вызывает глубокую тревогу. Если они продолжат идти по этому пути, это станет решающим поворотным пунктом, который, вероятно, приведет к гораздо более глубокой тревоге в Европе по поводу Китая и более глубокому расколу между Вашингтоном и Пекином».

Во время сегодняшнего разговора Джо Байден намерен предупредить Си Цзиньпина, что он столкнется с «издержками», если решит помочь Путину в войне. Члены конгресса уже сказали, что, если появятся доказательства военной помощи Китая российской кампании в Украине, они введут карательные экономические меры. Лидеры корпораций, вероятно, также пересмотрят свои деловые отношения с Китаем наряду с европейскими правительствами.

В то же время есть признаки того, что Китай продолжает хеджировать свои ставки. Китайские государственные телеканалы начали показывать кадры разрушений, причиненных украинским городам, хотя они, в согласии с линией Кремля, еще не назвали это войной или вторжением. Посол Китая в Украине заверил украинские власти: «Мы всегда будем уважать ваше государство».

Немецкая газета Bild сообщила, что министр иностранных дел России Сергей Лавров в четверг направлялся в Пекин, но по неизвестным причинам развернул свой самолет и вернулся в Москву. Официальный представитель США подтвердил этот инцидент, но предупредил, что еще слишком рано говорить о его значении, предположив, что Китай, «возможно, хочет приуменьшить публичные проявления» дружбы с Кремлем.

12 марта профессор Ху Вэй, заместитель председателя Центра политических исследований при китайском Госсовете, написал статью об украинской дилемме Китая, отметив, что военные усилия Путина ослабевают.

«Китай не может быть привязан к Путину и должен быть отрезан от него как можно скорее, – утверждал он. – В настоящее время, по оценкам, у Китая есть еще одна-две недели до того, как он потеряет свободу маневра. Китай должен действовать решительно». Версия статьи на китайском языке была подвергнута цензуре вскоре после ее появления. 

Как пишет Алон Пинкас в «ХаАрец», у Китая, по сути, есть два варианта политики. Первый – постепенно, элегантно, вежливо, но безжалостно отстраниться от России и отречься от Путина.

«Вина за насильственные действия Путина – это не тот образ, который Китай хочет создать для всего мира, особенно для западных экономик и азиатских соперников. Китай видит себя конкурентом Америки и будущим источником стабильности и процветания. Союз с таким изгоем, как Путин, противоречит этой цели», – считает Пинкас.

И наоборот, Китай может рассматривать сохранение союза с Россией как стратегический императив, если он хочет бросить вызов мировому порядку, в котором доминируют США. При этом ​​любая ассоциация со страной-изгоем приведет к тому, что Китай сам подвергнется санкциям. Даже если экономические издержки окажутся приемлемыми, отношения с западными странами будут испорчены, как и репутация Китая.

Эта геополитическая головоломка накладывается на чувствительную внутриполитическую ситуацию в Китае, где Си в преддверии осеннего съезда Коммунистической партии, на котором будет утвержден его третий пятилетний срок, должен убедить другие политические силы, что он сможет провести Китай через кризис и не подорвать его претензии на статус мировой сверхдержавы. 

Александра Аппельберг, «Детали». Фото: Depositphotos.com √



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *