Статьи

Белорусские леса и воды Ла-Манша: маршруты меняются, миграционный кризис остается

Сотни мигрантов, которые провели последние недели в лесах на границе Беларуси и ЕС, возвращаются в Ирак. Большинство из них, согласно сообщениям иракских властей, уехали из курдской автономии. Иракскими курдами были и 27 человек, погибшие в проливе Ла-Манш в минувшую среду, среди них были беременные женщины и трое детей.

Пока чиновники в Иракском Курдистане пытаются разобраться в причинах кризиса, который заставляет граждан идти на немыслимые риски, еще больше людей готовятся уехать.

«Я сделаю все, что для этого нужно, – приводит «Гардиан» слова одного недавнего выпускника университета в Сулеймании. – Если я останусь здесь, то все равно утону в долгах».

Иракская казна полна нефтяных богатств, но мало что доходит до граждан, не приближенных к власть имущим. Более четверти иракской молодежи не имеют постоянной работы. Десятилетия коррупции и бесхозяйственности опустошили системы здравоохранения и образования страны. В курдском регионе поддерживаемые США правящие партии все чаще применяют репрессии. Силы безопасности избивают и произвольно задерживают демонстрантов. Правозащитные группы говорят, что власти используют нечетко сформулированные законы для выдвижения уголовных обвинений против критиков.

«Для нас это святой Грааль, – говорит тот же выпускник университета в Сулеймании, имея в виду путешествие в Европу. – Если мы туда попадем, нас будут уважать, и мы сможем жить своей жизнью. Если мы останемся, у нас не будет ни уважения, ни жизни».

Но это ожидание «уважения», вероятно, преждевременно. В Европе мигранты становятся разменной монетой в геополитических спорах – Беларуси с ЕС, Британии с Францией. Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон отреагировал на трагедию людей, погибших в водах Ла-Манша по пути в его страну, в «Твиттере», предложив Франции заключить сделку, «позволяющую вернуть всех нелегальных мигрантов, пересекающих Ла-Манш». Президент Франции Эммануэль Макрон в ответ отозвал приглашение министра внутренних дел Великобритании Прити Патель на встречу европейских министров, посвященную кризису.

Между тем контрабандисты, которые обещают людям помощь по дороге в Европу и часто забирают за это их последние сбережения, становятся все лучше организованы, и бороться с ними властям все сложнее.

«К сожалению, похоже, что их эксплуатирует целый ряд людей, скажем так, «туристические агенты», торговцы людьми, некоторые политические торговцы, если можно так выразиться, и, конечно, некоторые люди из Беларуси», – сказал премьер-министр курдского регионального правительства Масрур Барзани на саммите по вопросам мира и безопасности на Ближнем Востоке в городе Духоке на прошлой неделе.

По его словам, люди покинули территорию Ирака свободно, они не подвергались какому-либо давлению или политическому преследованию.

«Многие хотят уехать в Европу в поисках новых возможностей, – сказал Барзани. – Это не бегство от отчаяния. Я надеюсь, мир знает, что эти люди отправились туда, как любой другой эмигрант, который хочет путешествовать и искать различные возможности в разных частях света. Но если они захотят вернуться, они всегда могут вернуться сюда».

При этом, по словам вернувшихся, прибытие в Курдистан стало еще одним ударом. Потратив все сбережения и изнемогая от голода, некоторые люди закрывали лица, когда вокруг них роились журналисты. «Вы устали? – кричали репортеры. – Почему вы уехали? Что случилось с Ираком?»

«Мы уехали, потому что хотели найти лучшую жизнь, – сказал один из неудавшихся мигрантов, согласно свидетельству «Вашингтон пост». – Не для того, чтобы вернуться голодными, умирать от жажды и рассказать СМИ, что с нами произошло».

Александра Аппельберг, «Детали». На фото: активисты и правозащитники собрались в порту Кале во Франции после известия о как минимум 27 погибших мигрантах, которые пытались пересечь Ла-Манш, AP Photo/Rafael Yaghobzadeh



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *