Статьи

Либерман перепутал, он думает, что он министр обороны

Не прошло и недели с момента утверждения бюджета, а бюджет уже нарушен. Нарушен на сумму около 900 миллионов шекелей, расходы, которые не являются ни срочными, ни необходимыми, причем нарушитель — сам министр финансов Авигдор Либерман.

Либерман договорился с министром обороны Бени Ганцем о повышении денежного довольствия солдатам срочной службы  примерно на 50 процентов. Это решение было принято без участия профессионального эшелона в министерстве финансов и без наличия для этого бюджетных источников, что, по всей видимости, показывает возвращение Либермана к негодным нормам, которые характеризовали предыдущее правительство и бывшего министра финансов Исраэля Каца.

Либерман дал предвыборное обещание повысить выплаты солдатам. Он намеревался сделать это уже в бюджете 2022 года, который только что был принят кнессетом, но в конечном итоге отказался от него ради других бюджетных приоритетов. Бюджет был утвержден неделю назад, и вот внезапно пункт, исключенный из бюджета, снова появляется без видимой причины, которая потребовала бы его срочного возврата.

Что изменилось? Прихоть министра финансов, который пожалел о том, что не включил это предложение в проект бюджета, повлекла за собой поспешное изменение. Вывод, который следует из этого, ясен: государственный бюджет остается рекомендацией, которой можно и не подчиняться.

Если министр финансов может принять решение об изменении бюджета через неделю после утверждения, то другие министры имеют такое же право. Давление на минфин и Либермана с целью прорвать бюджетные рамки из-за различных политических потребностей теперь будет неизбежным.

Его поведение указывает на то, что Либерман еще не осознал важность своей должности министра финансов. На самом деле есть подозрения, что Либерман по-прежнему считает себя министром обороны, а не министром финансов. В противном случае трудно понять, как он давит на фермеров с предложениями о конкурирующем импорте, но тушуется перед лицом любого финансового требования со стороны оборонного истеблишмента.

Только два раза с момента назначения министром финансов Либерман принимал решения без привлечения профессионального эшелона минфина. Оба раза они касались оборонного бюджета: один раз при утверждении бюджетных рамок, включая оправдание скандальных пенсий с «добавкой начгенштаба», и второй раз — сейчас.

Можно подозревать, что Либерман поспешил с повышением выплат солдатам из-за своего желания помочь оборонному ведомству и министру обороны Бени Ганцу. Известно, что Ганцу трудно получить от кнессета одобрения скандальных пенсий, и Либерман вытаскивает для него каштаны из огня: дает еще немного денег солдатам-срочникам, тем самым успокаивая совесть по поводу денег на пенсии кадровым военным.

Не факт, что кнессет проглотит эту лягушку, но нет никаких сомнений в том, что Либерман делает все, чтобы помочь кадровым офицерам и генералам получать свои пенсии. То, о чем просит начальник генштаба Авив Кохави, свято, даже если он просит миллиарды шекелей на завышенную пенсию, которая выплачивалась незаконно. Напомним, пенсионный пакет каждого кадрового офицера составляет около 8 миллионов шекелей.

Добавка, которая не изменит функционирование армии

Повышение выплат солдатам предполагает 50-процентный рост для всех, и несколько большее повышение для солдат на опасных для жизни боевых должностях в последний год их службы. Это приятное дополнение, но не то, что меняет структуру и функции армии.

Большинство солдат будут получать еще 400 шекелей в месяц, то есть 1200 шекелей вместо 800 — в лучшем случае это на карманные расходы. Выплата 3000 шекелей боевым солдатам (не всем), находящимся на службе последний год, начинает напоминать те изменения, которые необходимы, но не идет так далеко, как следовало бы.

Речь идет о предложении комиссии Бен-Басата сократить обязательную службу до двух лет, а солдатами, которые нужны армии, — Бен-Басат говорил о продлении службы до двух с половиной лет – платить полную зарплату за эти дополнительные месяцы. Предложение должно было дать ответ на ситуацию, когда 40% призывников больше не идут в «народную армию».

Было оправдано потратить миллиарды шекелей на продвижение этой принципиальной идеи, только этого не делали. Фактически, 3000 шекелей для малой части солдат, похоже, являются попыткой бросить песок в глаза общественности. Точно так же они пытаются скрыть пенсионный скандал, пытаются скрыть скандал продления сроков обязательной службы для солдат с 30 до 32 месяцев, и еще одно продление, которое имеет обратную силу для солдат, которые уже были призваны и должны были отслужить 30 месяцев.

Непонятно, почему Либерман сотрудничает с ужасными ошибками высшего руководства армии. Непонятно, почему Либерман делает шаг, который наносит ущерб статусу государственного бюджета после огромных усилий, предпринятых для его утверждения. Таким поведением Либерман сигнализирует, что он просто не помнит, что стал министром финансов.

Мейрав Арлозоров, «ХаАрец», И.Н. Фото: Авишаг Шаар-Ишув



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *