Статьи

Израильские выборы: идет ли битва за «русский голос»?

Снова проговорились на этнической почве израильские политики. На этот раз в ходе нынешней избирательной кампании расистский душок повеял от «Еш атид». На сайте партии на русском языке о «Ликуде» было написано, что он стал «сефардской секторальной партией».

Правые партии, разумеется, ухватились за находку и попытались использовать ее для подпитки своей предвыборной кампании. Председатель «Еш атид» Яир Лапид бросился тушить пожар – извинился, прикрыл сайт и приказал уволить ответственного за публикацию. Однако эта «буря в стакане воды» позволяет заглянуть в мир творчества, которым характеризуется борьба за голоса русского сектора.

(Другой характерный пример – мини-скандал вокруг ролика «Государственного лагеря» («Ха-махане ха-мамлахти»). – Прим. «Деталей»).

По прежним оценкам, электорат выходцев из СССР и постсоветских республик в Израиле составляет около 700-800 тысяч потенциальных избирателей. Явка в этом секторе выросла примерно до 80% в 1990-х годах, но с тех пор снижалась и, по оценкам, в настоящее время составляет около 60%.

150-200 тысяч избирателей этого сектора регулярно голосуют за НДИ Авигдора Либермана, это его базовый электорат. Либерман позаботился о своей базе в прошлом году, когда настаивал на увеличении пособий для пожилых людей, имеющих право на обеспечение прожиточного минимума, а также когда увеличил выплаты для переживших Катастрофу и участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

С другой стороны, обещания Либермана об изменении отношений между религией и государством не были реализованы, хотя ему удалось участвовать в правительстве, свободном от ультраортодоксов.

По словам общественного активиста Алекса Тенцера, который считается голосом оппозиции мейнстримным политикам из бывшего Советского Союза и следит за выполнением обещаний репатриантам, отсутствие прорыва в сфере отношений религии и государства и невыполнение других обещаний – вот причина, что НДИ застряла в опросах на пяти мандатах.

И это после того, как партия уже потеряла 60 тысяч голосов с пика, зафиксированного на выборах 2019 года. Тогда Либерману удалось повести за собой 310 тысяч избирателей (в основном благодаря союзу Бени Ганца и Яира Лапида).

«Рабин получил у нас 48%, так где же все?»

По оценке Тенцера, в ходе этой избирательной кампании процент колеблющихся в русскоязычном секторе относительно высок, что может объяснить бурные споры в СМИ, которые в течение последнего месяца ведут на русском языке две партии – НДИ и «Ликуд».

Практически ежедневно каждая из сторон распространяет агрессивные пропагандистские материалы против другой. Так, НДИ обвиняет «Ликуд» в исключении кандидатов-репатриантов, потому что «они ненавидят русских», – и обещает, что только Либерман позаботится о финансировании патронажного ухода за пожилыми людьми.

«Ликуд», с другой стороны, заявил, что Нетаниягу в случае избрания будет действовать для прекращения войны в Украине, а через частные страницы в Facebook распространил обвинения Йоси Камисы в том, что Либерман предложил ему 100 тысяч долларов за убийство генерала полиции.

Удивительно, но другие партии, за исключением «Еш атид», до сих пор не участвуют в борьбе за «русский голос». «В последнем кнессете работали 11 депутатов – выходцев из бывшего СССР, но никто из них ничего не сделал для сектора», – жалуется Тенцер. Его разочарование в основном связано с партией «Еш атид», которая может похвастаться тремя депутатами-репатриантами и даже министром из этого сектора (министром туризма Йоэлем Развозовым), но их позиции, как он утверждает, довольно слабы и их присутствие не ощущается. И это верно для других партий.

Это правда, что министр строительства Зеэв Элькин («Государственный лагерь») в последние недели провел десятки домашних встреч для репатриантов из бывшего Советского Союза, но его партия еще не начала специальной кампании в СМИ для этого сектора. Это удивительно. «Ицхак Рабин получил 48% голосов в русском секторе, и Эхуд Барак провел там кампанию, – отмечает Тенцер. – Арик Шарон говорил с избирателями по-русски. Все прикладывали усилия. Нетаниягу тоже вкладывал и получил как минимум три мандата. На этот раз избиратели возмущены неуважением».

Стоит отметить, что 30 тысяч русскоязычных репатриантов были приняты Израилем в 2022 году после войны на Украине. Это почти мандат. Недаром партия НДИ опубликовала в интернете обращение к ним и напомнила, что те, кто получил израильское гражданство до 8 сентября, имеют право голосовать на выборах.

«Голосовать на демократических выборах – это не только право гражданина, но и его обязанность», – говорится в публикации.

Ави Бар-Эли, TheMarker, И.Н. Фото: Эмиль Сальман √



Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *